Сравнение налогового учета и бухгалтерского учета, их краткие характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.
Цель данной работы – проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 53.48 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях для  повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной  политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами  влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда  управленческих работников. От того, насколько  профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом.

Бухгалтерский учет обязаны  вести все организации, находящиеся  на территории Российской Федерации, а  также филиалы и представительства  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями  государственного управления экономикой. Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования  и проведения единой финансовой (в  том числе налоговой) политики. Обеспечивая  реализацию конституционного права  на информацию в сфере предпринимательской  деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства  сторон и договорных отношениях, конкуренции  и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ  конституционного строя Российской Федерации.

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная  система, либо как дополнительная учетная  система по отношению к системе  бухгалтерского учета. В последнем  случае эти две учетные системы  совпадают в части использования  данных бухгалтерского учета для  налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.

Цель данной работы –  проанализировать теоретические и  практические аспекты соотношения  бухгалтерского и налогового учета.

Предмет исследования данной работы – система методов бухгалтерского и налогового учета. Объект исследования – предприятие ООО «Янтарь», которое  занимается продажами продуктов  питания. Для повышения и оптимизации  деятельности предприятия нуждается  в грамотном и своевременном  бухгалтерском и налоговом учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сравнение бухгалтерского  учета и налогового учета.

1.1. Бухгалтерский  учет - понятие, задачи, цели и принципы.

Если давать бухгалтерскому учету самое простое и краткое  определение то – это учет, обобщение и интерпретация финансовой информации. Более детальное определение бухгалтерскому учету было дано Американской Ассоциацией бухгалтеров, (1966г.) и выглядело оно следующим образом:

«Бухгалтерский  учет – это процесс определения, измерения и предоставления экономической  информации об организации или любом  другом предприятии с целью выявления обоснованных решений пользователями данной информации.»

 

Следовательно, ключевыми аспектами бухгалтерского учета являются

определение, измерение и  предоставление.

  1. Определение основных финансовых составляющих частей организации, таких как, активы, обязательства собственных капиталов, доходы, расходы и движение денежных средств.
  2. Измерение денежной стоимости основных финансовых составляющих таким образом, который дает достоверное и объективное представление информации в финансовой отчетности.
  3. Предоставление финансовой информации способом, наиболее приемлемым для пользователей этой информации.

Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) бухгалтерский  учет – это упорядоченная система  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе. обязательствах организаций  и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов  и расходов в порядке, установленном  налоговым законодательством РФ, и не ведут бух. учета.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение1:

  • объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

Под имуществом организации  подразумеваются средства организации  по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами  организации – средства организации  по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации).

  • последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;
  • основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении (п.1 ст.8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п.3 ст.8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п.5 ст.8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п.1 ст.9 Закона).

Целями и задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В Положении по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.№34-н (с изменениями и дополнениями, далее – ПБУ1/98)определены следующие основные принципы бухгалтерского учета2:

  • Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому.
  • Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке.
  • Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
  • Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций.
  • Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.
  • Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
  • Осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов).
  • Приоритет содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования).
  • Рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Бухгалтерский учет ведется  только на основании первичных учетных  документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы  должны составляться по унифицированным  стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии – разрабатываться  самой организацией) и иметь ряд  обязательных реквизитов.

 

1.2.Налоговый учет  – понятие, цели, задачи, виды налоговых регистров.

Налоговый учет – система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  Налоговым кодексом Российской Федирации.

Целями и задачами налогового учета являются:

1) формирование полной  и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией  внутренних и внешних пользователей  для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  исчисления и уплаты в бюджет  налога на прибыль организаций.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета  отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах или применяемых  методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается:

1) при изменении применяемых  методов учета – с начала  нового налогового периода;

2) при изменении законодательства  о налогах и сборах – не  ранее чем с момента вступления  в силу изменений норм указанного  законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности.

Данные налогового учета  должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов, 2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, 3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, 4) порядок формирования сумм создаваемых резервов, 5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Существуют два основных способа ведения налогового учета:

          1) на основе бухгалтерского учета.  В данном случае налоговые  регистры заполняются согласно  данным бухгалтерских регистров,  если правила бухгалтерского  учета той или иной операции  расходятся с правилами налогового  учета, то в налоговых регистрах  даются корректировки.

         2) организация отдельногоналогового  учета, в данном случае налоговый  учет ведется независимо от  бухгалтерского.

Регистры налогового учета  ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном  виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются  приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах  налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Существует несколько  видов налоговых регистров:

          1.Регистры учета хозяйственных  операций – являются источником  систематизированной информации  о прведенных организацией операциях,  которые тем или иным образомвлияют  на величину налоговой базы  в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает  все основные операции, связаные  с утратой или получением права  собственности на объекты гражданских  прав по сделкам с третьимилицами.

          2.Регистры учета целевых средств  некомерческими организациями –  формируются дляобобщения информации  о денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотварительной деятельности, в том числе в виде пожертвования, других целевых поступлений, средств в виде безвозмездной помощи, поступившим некомерческими организациями.

Информация о работе Сравнение налогового учета и бухгалтерского учета, их краткие характеристики