Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
Введение………………………………………………………………………………………....3
1 Основы налоговой системы РФ……………………………………………………………….5
1.1 Налоговая система: понятие и цели……………………….……………………………..5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………….……10
2 Оценка современной налоговой системы России………………………………………..…13
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г………………………………………………………………………………...…13
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ………………………...…………27
3 Основные направления развития налоговой системы РФ…………………………..……..29
3.1 Проблемы и ограничения развития налоговой системы……………………………...29
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………...............................40
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Приложение……………………………………
Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2011г. составила 293,6 млрд.рублей (42,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 6,6%, в том числе по акцизам в целом - на 41,1%, налогу на прибыль организаций - на 39,0%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 28,7%, налогу на добавленную стоимость - на 3,1% см табл. 619.
Урегулированная задолженность на 1 сентября 2011г. составила 396,8 млрд.рублей (57,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 5,1%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 208,4 млрд.рублей (52,5%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 120,7 млрд.рублей (30,4%).
Таблица 7
Структура задолженности по единому
социальному налогу1)
на 1 сентября 2011 года
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
55,6 |
100 |
19,5 |
100 |
35,3 |
100 |
в том числе: |
45,2 |
81,3 |
15,1 |
77,4 |
29,5 |
83,4 |
Фонд социального страхования |
2,2 |
4,0 |
1,3 |
6,7 |
0,9 |
2,6 |
Федеральный фонд обязательного |
2,0 |
3,6 |
0,9 |
4,4 |
1,1 |
3,2 |
территориальные фонды обязательного |
6,2 |
11,1 |
2,2 |
11,5 |
3,8 |
10,8 |
1) Без учета задолженности по
уплате пеней и налоговых |
Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 16,0% см. табл.7.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 12,4% и составила 30,2 млрд.рублей.
Таблица 8
Структура задолженности по платежам
в государственные внебюджетные
фонды1)
на 1 сентября 2011 года
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
14,3 |
100 |
2,9 |
100 |
11,3 |
100 |
в том числе: |
12,3 |
85,6 |
2,4 |
84,8 |
9,7 |
85,8 |
Фонд социального страхования |
0,8 |
5,7 |
0,2 |
6,5 |
0,6 |
5,4 |
Федеральный фонд обязательного |
0,1 |
0,4 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,4 |
территориальные фонды обязательного |
1,2 |
8,3 |
0,2 |
8,2 |
0,9 |
8,4 |
1) Без учета задолженности по
уплате пеней и налоговых |
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 22,5%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 26,0% и составила 42,0 млрд.рублей.
Перечислим основные особенности,
характеризующие современную
Первое.
Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов,
который может быть изменен или дополнен
только законом, принятым Федеральным
Собранием. До этого, в силу Указа Президента
РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе.
В главах, определяющих конкретные режимы
налогообложения, представлены как отдельные
самостоятельные налоги, так и группы
налогов одинакового или близкого типа
(например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины
(в главе «Государственная пошлина»), налоги
на отдельные виды доходов (в главе «Налог
на доходы физических лиц»), и т.д.). При
этом для целей классификации налогов
применен административно-
Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
Говоря о проблемах
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.21
Эффективность налогообложения определяется
соотношением налоговых поступлений
в бюджеты с общими затратами
на сбор налогов, в том числе и
в отношении к каждому
– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
– для хозяйствующих субъектов
– в получении максимально
возможных доходов (прибыли) при
минимизации налоговых
– для населения – в получении
достаточных доходов для
Доходы федерального бюджета за январь-март 2011 года, по данным Минфина России, составили 2 391,30 млрд. рублей, что на 438,04 млрд. рублей больше, чем в январе-марте 2010 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 1 010,58 млрд. рублей в 2011 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2011 года в объеме 1 151,43 млрд. рублей. Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2011 года составили 223,59 млрд. рублей.
При формировании проекта бюджета
учитывалось налоговое
Налоговый механизм является наиболее
действенным и эффективным
Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Помимо этого планируется
Налог на прибыль организаций:
В среднесрочной перспективе должны быть приняты дополнительные меры в области совершенствования налогообложения прибыли, а именно24:
• в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
• требуют изменений нормы, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний;
Информация о работе Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы