Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
Введение………………………………………………………………………………………....3
1 Основы налоговой системы РФ……………………………………………………………….5
1.1 Налоговая система: понятие и цели……………………….……………………………..5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………….……10
2 Оценка современной налоговой системы России………………………………………..…13
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г………………………………………………………………………………...…13
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ………………………...…………27
3 Основные направления развития налоговой системы РФ…………………………..……..29
3.1 Проблемы и ограничения развития налоговой системы……………………………...29
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………...............................40
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Приложение……………………………………
Посредством фискальной функции реализуется
главное общественное предназначение
налогов – формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и
Другая функция налогов как
экономической категории
Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов
обладает рядом свойств, характеризующих
многогранность её роли в воспроизводственном
процессе. Это, прежде всего то, что
изначально распределительная функция
налогов носила чисто фискальный
характер. Но с тех пор, как государство
посчитала необходимым активно
участвовать в организации
Функциональное предназначение системы
налогообложения в целом должно
распространяться на все его практические
формы, если следовать фундаментальным
принципам налогообложения и
исходить сущностного содержания экономических
категорий «налог» и «
1.2 Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»9:
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая
эффективность - налоговая система
не должна мешать развитию
предпринимательства и
- Определенность
налогообложения - налоговая система
должна быть построена таким
образом, чтобы налоговые
- Справедливость
налогообложения - этот принцип
является основным при
- Простота
налогообложения и низкий
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
2) принцип недискриминации (
3) принцип недопустимости
4) принцип единства
5) принцип определённости правил
налогообложения – при
6) принцип истолкования всех
неясностей в налоговом
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (
2) принцип стабильности – этот
принцип предполагает
3)
принцип исчерпывающего
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.11
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см. (приложение № 1).
Федеральные
налоги и сборы устанавливаются
НК РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации.
В настоящее время к
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы
за пользование объектами
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными
налогами признаются налоги, которые
установлены НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система
налогообложения для
- упрощенная система налогообложения;
- система
налогообложения в виде
- система
налогообложения при
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
По оперативным данным Федеральной
налоговой службы, в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-августе
2011г. поступило налогов, сборов и
иных обязательных платежей, администрируемых
ФНС России, на сумму 6441,7 млрд.рублей,
что на 28,9% больше, чем за соответствующий
период предыдущего года. В августе
2011г. поступления в
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
млрд. рублей
Январь-август |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
6441,7 |
2916,3 |
3525,4 |
128,9 |
144,5 |
118,4 |
из них: |
1619,4 |
239,9 |
1379,5 |
134,1 |
в 1,5р. |
131,5 |
налог на доходы физических лиц |
1226,9 |
- |
1226,9 |
111,2 |
- |
111,2 |
налог на добавленную стоимость |
1209,0 |
1209,0 |
- |
139,6 |
139,6 |
- |
из него налог на добавленную |
1150,1 |
1150,1 |
- |
137,3 |
137,3 |
- |
акцизы по подакцизным товарам |
392,0 |
148,0 |
244,0 |
135,5 |
в 2,0р. |
112,8 |
налоги на имущество |
489,2 |
- |
489,2 |
107,7 |
- |
107,7 |
налоги, сборы и регулярные платежи |
1333,4 |
1310,2 |
23,2 |
143,2 |
143,8 |
116,9 |
из них налог на добычу |
1305,3 |
1284,1 |
21,3 |
143,9 |
144,4 |
117,2 |
Информация о работе Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы