Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.
Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31
Кроме того, предприятия являются плательщиками неналоговых платежей. К ним относятся:
Налоговое регулирование распространяется на взаимоотношения государства с гражданами, предприятиями и не только затрагивает их экономические интересы, но и имеет социальное и политическое значение. Налоги рассматриваются как средство обеспечения компромисса между всеми слоями общества, так как они взимаются из частных доходов, а перераспределяются в общественных интересах.
Направления действия налогового механизма определяются налоговой политикой государства в целях решения стоящих перед ним задач. Поскольку политическая и экономическая ситуация в обществе периодически изменяется, налоговая политика также не может оставаться неизменной. Задача состоит и том, чтобы она осуществлялась обдуманно, с учетом сложившихся реалий, была сориентирована на приоритеты национального развития и способствовала прогрессу общества.
Особенностью налогов в Республике Беларусь явилось то, что их становление совпало с началом экономического кризиса, вызванного разрушением единого государства и хозяйственных связей. Обвальное падение производства, гиперинфляция, безработица обострили проблему наполнения бюджета. Налоговая политика в этот период вынужденно была направлена на решение текущих задач по добыванию денег для финансирования государственных расходов. Разработка налоговых законов проводилась в спешном порядке без серьезных обоснований и перспективных прогнозов. Ее результатом явилась громоздкая налоговая система, включающая к 1993 году 28 видов налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды и централизующая в руках государственных органов 63,3% ВВП [17, c.13].
Высокие налоги, наряду с другими факторами, обусловили увеличение издержек производства и безудержный рост цен при сокращении объемов выпуска продукции. Фискальный характер налоговой политики способствовал раскручиванию спирали «цена — заработная плата», снижению инвестиционной активности, закреплению структурных диспропорций. ВВП с 1990 по 1996 год уменьшился на 60%, скрытая безработица достигла 25—40%, реальный уровень жизни упал в 3—3,5 раза [21, c.21].
Для выхода из кризиса требовалось принятие органами власти экономической программы, основанной на всесторонней оценке ситуации, определении приоритетов на ближайшую, среднюю и отдаленную перспективу, а также разработка механизма ее осуществления.
Важным звеном в цепи неотложных проблем являлось обоснование налоговой политики. Ее стратегической целью на макроуровне стал вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы. По словам Хансена, налогообложение — это удобное и в высшей степени эффективное орудие для регулирования и контроля над экономической жизнью. Поэтому задачей фискальной политики является обеспечение производственных факторов [14, c.706].
Одновременно решить весь комплекс задач по достижению намеченной цели не представляется реальным. Поэтому в налоговой политике следует ориентироваться на поэтапное получение результатов.
Первый
этап осуществления налоговой
Вторым
этапом развития налоговой политики,
рассчитанным на среднюю перспективу,
автор книги «Налоговая политика
и создание оптимальной системы
РБ» В.А.Стасенко считает стимулирование
структурной настройки
Предоставление налоговых льгот на развитие производства и особенно совместным и иностранным предприятиям в нашей республике не повлекло значительных вложений капитала в национальное хозяйство. Следовательно, проблема должна иметь комплексное решение путем перестройки всего налогового механизма на технический прогресс.
На мой взгляд, необходимо, чтобы налоговый климат в Республике Беларусь был для инвесторов более благоприятным, чем в России или других государствах. Речь идет не только о более низкой налоговой нагрузке, но и гарантиях ее сохранения на длительный период. Именно по такому пути пошли Сингапур, Новая Зеландия, Южная Корея, обеспечившие невиданный подъем своей экономики.
Налоговая политика должна способствовать начинающимся в республике процессам реструктуризации экономики путем превращения крупных предприятий в концерны и холдинги, включающие в свой состав в качестве самостоятельных юридических лиц бывшие производственные участки, специализирующиеся на мелкосерийном и индивидуальном производстве деталей и узлов. Небольшие узкоспециализированные предприятия более маневренны в рыночных условиях, гибки к восприятию новых технологий, более способны управлять издержками производства и финансовыми результатами, легче включаются в мирохозяйственные связи по сравнению с индустриальными гигантами. Эффект специализации и кооперации производства доказан многолетним опытом их использования в Японии и других богатых государствах, где они поощряются всем налоговым механизмом.
Одной
из главных задач налоговой
В источниках финансирования капитальных вложений в 1995 г. преобладали собственные средства предприятий (47%), средства республиканского бюджета составляли 17%, местных бюджетов — 10%, иностранные кредиты — 4% [20, c.36].
Реализация первого и второго этапов налоговой политики, которые обеспечат развитие предпринимательской инициативы, привлечение инвестиций, улучшение структуры национальной экономики, выход из кризиса и наращивание доходов государственного бюджета, позволит приступить к осуществлению ее третьего этапа, предусматривающего наиболее полное решение социальных проблем общества.
Государству надлежит позаботиться о выравнивании налогового бремени, лежащего на различных слоях общества. Использование преимущественно косвенных налогов, включенных в цену товаров широкого потребления, приводит к экономической дискриминации социально слабых слоев населения. Тот же результат дают многочисленные налоговые привилегии, которыми пользуются социально сильные группы предпринимателей. Задача состоит в том, чтобы изменить соотношение прямых и косвенных налогов в пользу прямых, а также максимально сократить налоговые льготы. Ее решение должно быть достаточно взвешенным, чтобы не допустить замедления дальнейшего экономического развития. В принципе следует предполагать, что устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочного экономического роста.
Налоговая политика государства должна находить свое воплощение в экономической программе. Правительству при ее разработке необходимо одновременно конструировать и механизм выполнения намечаемых мероприятий.
Налоговая
политика в Республике Беларусь на
современном этапе и
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси
Вопросы
совершенствования налоговой
В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. Главными ориентирами служили те классические принципы построения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критериями качества, конечно, в увязке с реальными целями социально-экономического развития республики.
Иными словами, многочисленные корректировки налогового законодательства, которые были сделаны исходя из сиюминутных интересов различных отраслей и секторов экономики, заменялись системными изменениями с ориентацией на обеспечение равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости на основе укрепления законодательно-правовых основ налогообложения, что должно было положительно отразиться на конкурентоспособности национальной экономики.
На основе такого подхода в программных документах Правительства Республики Беларусь были определены следующие основные задачи и стратегические направления налоговой реформы:
Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В качестве основной формы решения была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. Работа над проектом кодекса началась еще в 1995—1996 гг. С его официальным введением в действие завершается первый этап реформы, главная цель которого — реально повысить эффективность действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.
В течение 1997—2001 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования:
Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь