Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.
Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.
Таким
образом, налоговая система любого
государства создается
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос
2.1Классический подход
Совокупный спрос (AD - aggregate demand) - сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Классическая модель предполагает:
- рынки всегда конкурентны;
-
изменение технологий
-
рыночная система способна
- рынки всегда равновесны;
-
отсутствует государственное
-
экономика – закрытая система,
не взаимодействующая с
Специфика
данной модели состоит в том, что
кривая совокупного предложения
абсолютно неэластична. Совокупное
предложение не зависит от уровня
цен, в то время как совокупный
спрос характеризуется
2.2 Кейнсианская концепция
Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на коротких отрезках времени. Основные условия этой модели:
- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;
- цены, номинальная зарплата и другие номинальные величины относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;
- реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная зарплата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.
Совокупный
спрос или совокупные расходы
– это общая сумма расходов
(в номинальном выражении) на приобретение
товаров и услуг для
Налогообложение является одним из факторов потребления и сбережения, поэтому налоги могут влиять на величину потребления и сбережения – на совокупный спрос. Рост налогов приведёт к уменьшению величины совокупных расходов. В то же время доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться, а частично идти на сбережения домашних хозяйств, что приведёт к увеличению совокупного спроса.
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования
3.1 Особенности национальной налоговой системы
Основы
бюджетно-налоговой системы
Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в действие с начала 1992 года. По сравнению с советским периодом она была действительно новой и рыночно ориентированной, во всяком случае для достигнутой стадии трансформации экономики. Строилась она исходя из двух главных соображений: необходимо было, во-первых, с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспечить сопоставимость национальной балансовой системы и зарубежных моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.
В
современных условиях важное значение
имеет отработка принципов
Налоговая система Республики Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, которые конкретизируются следующим образом.
1. Каждое лицо обязано уплачивать в соответствии с действующим законодательством республиканские и местные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается налогоплательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов и пошлин, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
3. Налоги, сборы и пошлины не могут устанавливаться либо различно и меняться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
4. Не допускается устанавливать налоги, сборы и пошлины, нарушающие единое экономическое пространство Республики Беларусь и единую налоговую систему Республики Беларусь, которые могут ограничивать свободное перемещение в пределах территории Республики Беларусь физических лиц, товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия предпринимательской и иной законной деятельности налогоплательщиков.
5. Не допускаются дополнительные налоги, сборы и пошлины или повышенные (дифференцированные) ставки налогов, сборов и пошлин в зависимости от форм собственности и гражданства (подданства) физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения имущества или денежных средств налогоплательщика.
6. Допускается устанавливать налоговые льготы для налогоплательщиков, являющихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь резидентами свободных экономических зон, созданных на территории Республики Беларусь. (Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году [19, статья 17 пункт 1, с.17]).
7. В Республике Беларусь действуют республиканские налоги, сборы и пошлины и местные налоги и сборы. [19, статья 7 пункт 1, с.9]
8. Республиканскими признаются налоги, сборы и пошлины, действующие на всей территории Республики Беларусь. [19, статья 7 пункт 2, с.9]
9. Местными признаются налоги и сборы, действующие на территории, подведомственной местным Советам депутатов, принявшим решение о введении таких налогов и сборов. [19, статья 7 пункт 3, с.10]
10. Если международным договором (соглашением), одной из сторон которого является Республика Беларусь или Правительство Республики Беларусь, установлены иные правила и положения, чем те, которые предусмотрены в соответствии с актами налогового законодательства, то применяются правила и положения международного договора (соглашения).
Новая налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль, взносов на социальное страхование, налогов на потребление, имущественных налогов на собственность и капитал и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие видь местных сборов и платежей.
Коренной признак налогов — их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и др. Налоговую форму имеют также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, определена законом Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". В соответствии с вышеуказанным Законом взимаются следующие виды общегосударственных налогов и сборов:
Местные налоги и сборы устанавливаются на основании решений местных органов власти и зачисляются в местные бюджеты.
Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 г." предусмотрено взимание местных налогов и сборов, полностью зачисляемых в местные бюджеты, Советами депутатов областного (областные Советы, Минский городской Совет) и базового (городские и районные Советы) территориальных уровней.
В соответствии с данным законом были введены следующие местные налоги и сборы:
3) налоги на услуги:
5) целевые сборы:
6) сборы за промысловую заготовку дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленной переработки или реализации.
Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь