Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны.

Содержание

Введение. 3
Социально-экономический аспект налогообложения физических лиц 4
Пути совершенствования налоговой системы 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 

 

       Введение. 

       В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все  более активным инструментом государственной  социальной и экономической политики.

       Социально-политические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, разрушили существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. В условиях интенсивных динамических процессов в экономике, социальной сфере, кризисного развития кредитно-финансовой системы, рынка ценных бумаг и страхования, изменения бюджетных отношений между ветвями власти особую значимость приобретает регулирующая роль государства. Ни одно государство не может существовать без организованной системы налогообложения.

       Выявление социальных аспектов и функций налоговой  системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его  изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны. Прямо - при налогообложении доходов и имущества физических лиц, косвенно - при конечном потреблении товаров, работ, услуг, в цену которых заложены налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.д.). В тоже время, организация эффективной налоговой системы обеспечивает финансовую базу жизнедеятельности населения, является финансовой основой и рычагом решения социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне.

 

       

       Социально-экономический  аспект налогообложения  физических лиц 

       В рамках происходящих в России экономических, политических и социальных преобразований ведущую роль в формировании финансовых ресурсов государства стали выполнять налоговые платежи

       Подавляющее число лиц, обязанных уплачивать налоги, составляют физические лица. Между  тем основная налоговая нагрузка лежит на налогоплательщиках-организациях, а доля налогов, уплачиваемых физическими  лицами, весьма значительна.

       Большой вклад в его теоретическое  обоснование в России был сделан в работах М.В. Карасевой, С.Г. Пепеляева, Д.В. Винницкого, Г.В. Петровой, Н.А. Шевелевой, М.В. Кустовой, О.А. Ногиной, Е.Г. Костиковой. Определение налогоплательщика  закрепляется и в действующем законодательстве. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщики - это физические лица и организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога.[12]

       Представляется, что более глубокому пониманию  рассматриваемого понятия может служить анализ налоговых отношений, участниками которых являются физические лица и организации, признаваемые налогоплательщиками (ст. ст. 2 и 9 НК РФ).

       Центральное место в налоговых отношениях принадлежит отношениям по взиманию налога. Основное содержание этих отношений заключается в обязанности уплаты лицом государству налога - индивидуального безвозмездного платежа. Такую обязанность многие ученые справедливо трактуют как своего рода долг, обязательство. Вместе с тем следует подчеркнуть, что налоговое обязательство отличается от гражданско-правового императивным характером, предполагающим неравенство сторон.

       Налоговые отношения - сложные, разноплановые. Можно  выделить социальный, экономический  и правовой аспекты налоговых  отношений.

       Налоговые отношения - прежде всего отношения  социальные, общественные. В общественных отношениях люди (индивиды) и их коллективные образования, вступая в различные  социальные связи, выполняют те или  иные социальные функции. Уплата налога, удержание налога - это частные примеры социальных функций членов общества. Социальным функциям, в свою очередь, соответствуют определенные социальные роли . С этой точки зрения налогоплательщик представляет собой одну из социальных ролей индивидов и коллективных образований.

       Налоговые отношения в экономическом аспекте - это отношения перераспределительные, в результате которых у частных  лиц изымается часть собственности (доходов) в пользу государства. Эти  отношения имеют одностороннюю  направленность по движению имущества  (денег) без соответствующего возмещения (эквивалента).

       В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих  налогов и сборов:

       НДФЛ (ст. 207 гл. 23 части 2 НК РФ);

       2) государственная пошлина (ст. 333.17 гл. 25.3. части 2 НК РФ);

       3) ЕСН (ст. 235 гл. 24 части 2 НК РФ);

       3) транспортный налог (ст. 357 гл. 28 части  2 НК РФ);

       4) налог на имущество (Законом  Российской Федерации от 09.12.1991 №  2003-1 «О налогах на имущество  физических лиц» установлено,  что налогоплательщиками налогов  на имущество физических лиц признаются физические лица -  собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения);

       5) земельный налог (ст. 388 гл. 31 части  2 НК РФ);

       6) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (ст. 333.1 гл. 25.1 части 2 НК РФ);

       7) водный налог (ст. 333.8 гл. 25.2. части  2 НК РФ).[13]

       Налоги  с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым  элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

       Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

       Экономическая сущность налогов с физ. лиц характеризуется  денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

       Налоги  служат средством индивидуальной связи  гражданина с федеральной властью  и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

       Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.

       В разных странах существуют различные  формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:

       • всеобщность охвата налогами;

       • применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога на доходы, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;

       • широкое применение косвенных налогов.

       Согласно  действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и  получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.

       Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица.

       Все налоги, плательщиками которых выступают  физ. лица объединены в три группы:

       • налоги, непосредственно взимаемые  с населения (налог на доходы физ. лиц, налог на имущество);

       • косвенные налоги, взимаемые с  потребителей (НДС, акцизы);

       • налоги и общие платежи в целевые  бюджетные и внебюджетные фонды.

       В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства.

       В большинстве развитых стран налогам  придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.

       Продуманная, социально ориентированная налоговая  политика создает предпосылки для  вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую  деятельность, формирует базу для  интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.

       В России, несмотря на то, что с 1917 года законодательно установлен подоходный налог с физических лиц, целостной, стабильной концепции формирования социальной направленности налогообложения доходов физических лиц не сложилось.

       Формирование  социальной направленности налогообложения доходов физических лиц посредством их объективной количественной и качественной оценки, является одним из важных условий реализации государством социальной функции.

       По  оценкам специалистов до сих пор  не существует теории, с помощью  которой можно однозначно и точно спрогнозировать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических отношений.

       В мире используется множество моделей, концепций социальной политики и  социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Концепция социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни и созданию условий для всестороннего развития личности каждого человека. Концепция субсидиарного государства, напротив, предполагает предоставление гражданам лишь минимальных гарантий и помощь государства только ограниченному кругу лиц, которые по тем или иным причинам (состояние здоровья, дети – сироты или дети из малообеспеченных семей и т.д.) не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство членов общества, уплачивая налоги, должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельной, инициативной деятельности.

       Для социального государства характерен принцип социальной справедливости, создания в идеале равных возможностей всем членам общества через систему  финансовых, налоговых и социальных мер поддержки, переход от политического и правового равенства граждан к их социальному равенству, обеспечение приемлемого уровня жизни для социально незащищенных слоев и отдельных граждан, возможность самообеспечения, повышения своего благосостояния.

       Социальная  функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной. Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.

       Устанавливая  налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России