Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:56, реферат
Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны.
Введение. 3
Социально-экономический аспект налогообложения физических лиц 4
Пути совершенствования налоговой системы 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Оглавление
Введение.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики.
Социально-политические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, разрушили существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. В условиях интенсивных динамических процессов в экономике, социальной сфере, кризисного развития кредитно-финансовой системы, рынка ценных бумаг и страхования, изменения бюджетных отношений между ветвями власти особую значимость приобретает регулирующая роль государства. Ни одно государство не может существовать без организованной системы налогообложения.
Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны. Прямо - при налогообложении доходов и имущества физических лиц, косвенно - при конечном потреблении товаров, работ, услуг, в цену которых заложены налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.д.). В тоже время, организация эффективной налоговой системы обеспечивает финансовую базу жизнедеятельности населения, является финансовой основой и рычагом решения социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Социально-
В рамках происходящих в России экономических, политических и социальных преобразований ведущую роль в формировании финансовых ресурсов государства стали выполнять налоговые платежи
Подавляющее
число лиц, обязанных уплачивать
налоги, составляют физические лица. Между
тем основная налоговая нагрузка
лежит на налогоплательщиках-
Большой вклад в его теоретическое обоснование в России был сделан в работах М.В. Карасевой, С.Г. Пепеляева, Д.В. Винницкого, Г.В. Петровой, Н.А. Шевелевой, М.В. Кустовой, О.А. Ногиной, Е.Г. Костиковой. Определение налогоплательщика закрепляется и в действующем законодательстве. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщики - это физические лица и организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога.[12]
Представляется, что более глубокому пониманию рассматриваемого понятия может служить анализ налоговых отношений, участниками которых являются физические лица и организации, признаваемые налогоплательщиками (ст. ст. 2 и 9 НК РФ).
Центральное место в налоговых отношениях принадлежит отношениям по взиманию налога. Основное содержание этих отношений заключается в обязанности уплаты лицом государству налога - индивидуального безвозмездного платежа. Такую обязанность многие ученые справедливо трактуют как своего рода долг, обязательство. Вместе с тем следует подчеркнуть, что налоговое обязательство отличается от гражданско-правового императивным характером, предполагающим неравенство сторон.
Налоговые отношения - сложные, разноплановые. Можно выделить социальный, экономический и правовой аспекты налоговых отношений.
Налоговые отношения - прежде всего отношения социальные, общественные. В общественных отношениях люди (индивиды) и их коллективные образования, вступая в различные социальные связи, выполняют те или иные социальные функции. Уплата налога, удержание налога - это частные примеры социальных функций членов общества. Социальным функциям, в свою очередь, соответствуют определенные социальные роли . С этой точки зрения налогоплательщик представляет собой одну из социальных ролей индивидов и коллективных образований.
Налоговые
отношения в экономическом
В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:
НДФЛ (ст. 207 гл. 23 части 2 НК РФ);
2) государственная пошлина (ст. 333.17 гл. 25.3. части 2 НК РФ);
3) ЕСН (ст. 235 гл. 24 части 2 НК РФ);
3) транспортный налог (ст. 357 гл. 28 части 2 НК РФ);
4)
налог на имущество (Законом
Российской Федерации от 09.12.1991 №
2003-1 «О налогах на имущество
физических лиц» установлено,
что налогоплательщиками
5) земельный налог (ст. 388 гл. 31 части 2 НК РФ);
6)
сборы за пользование
7) водный налог (ст. 333.8 гл. 25.2. части 2 НК РФ).[13]
Налоги
с населения как основной источник
финансовых ресурсов государства известны
с незапамятных времен, выступая необходимым
элементом экономических
Экономический
аспект определяется процессом отчуждения
части собственности
Экономическая сущность налогов с физ. лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.
В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:
• всеобщность охвата налогами;
• применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога на доходы, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
• широкое применение косвенных налогов.
Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.
Эти
три категории
Все
налоги, плательщиками которых
• налоги, непосредственно взимаемые с населения (налог на доходы физ. лиц, налог на имущество);
• косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);
• налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства.
В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.
Продуманная,
социально ориентированная
В России, несмотря на то, что с 1917 года законодательно установлен подоходный налог с физических лиц, целостной, стабильной концепции формирования социальной направленности налогообложения доходов физических лиц не сложилось.
Формирование социальной направленности налогообложения доходов физических лиц посредством их объективной количественной и качественной оценки, является одним из важных условий реализации государством социальной функции.
По оценкам специалистов до сих пор не существует теории, с помощью которой можно однозначно и точно спрогнозировать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических отношений.
В мире используется множество моделей, концепций социальной политики и социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Концепция социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни и созданию условий для всестороннего развития личности каждого человека. Концепция субсидиарного государства, напротив, предполагает предоставление гражданам лишь минимальных гарантий и помощь государства только ограниченному кругу лиц, которые по тем или иным причинам (состояние здоровья, дети – сироты или дети из малообеспеченных семей и т.д.) не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство членов общества, уплачивая налоги, должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельной, инициативной деятельности.
Для
социального государства
Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной. Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.
Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России