Система ответственности за совершение налоговых правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим вопросам юридической ответственности за налоговые правонарушения в соответствии с принятым Налоговым Кодексом РФ.

Уместно отметить, что именно суровость мер ответственности за нарушения российского налогового законодательства до принятия первой части Налогового Кодекса РФ стала одним из самых серьезных оснований для начала кампании по реформированию всей налоговой системы России в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. …..3

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности …….. ….4

1.1 Налоговое право в системе российского права ……………… ….4

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности ………........10


Глава 2. Понятие налоговых правонарушений, ответственность

за их совершение ……………………………………………………………19

2.1 Понятие и виды налоговых правонарушений ……………….. ….19

2.2 Условия привлечения к ответственности ……………………….. .22

2.3 Ответственность банков, как агентов правительственного

контроля ……………………………………………………………… . . . 29

Заключение ………………………………………………………………… . 32

Источники и литература …………. …………………… ………… … … ..33


Приложения

Работа содержит 1 файл

Система ответственности за совершение налоговых правонарушений.doc

— 223.00 Кб (Скачать)
  1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
  2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
  3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ.
  4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
  5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
  6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

    

   Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности  за совершение налогового правонарушения. 

       Как упоминалось, что установленные  законом презумпции налоговой  невиновности налогоплательщика  являются важным фактором, затрудняющим  их привлечение к ответственности.  Однако, кроме данной нормы, законодательство  РФ в статье 109 НК установило 4 обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых освобождает лицо от ответственности за совершение налогового правонарушения:

  1. Отсутствие события налогового правонарушения;
  2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
 

   Формы вины при совершении налогового правонарушения. 

       Согласно Российскому законодательству (статья 110 НК) виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

       Таким образом, законодательно установлены две формы вины, то есть и ответственность за одно и то же правонарушение.  

   Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

       Налоговое правонарушение признается  совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

       Необходимо учитывать, что организация  не может действовать самостоятельно, поэтому вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

       Если должностное лицо организации  намеренно исказило налоговую  отчетность, то данные действия будут рассматриваться как умышленная фальсификация документов, совершенная их должностным лицом. 

   Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения. 

       Законодательство установило как  ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность. 

       Согласно статье 111 НК РФ  обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

       При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. 

       Согласно статье 112 НК РФ  обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.
 

       Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

       Обстоятельства, смягчающие или  отягчающие ответственность за  нарушение налогового правонарушения  устанавливаются судом и учитываются  им при наложении санкций за  налоговые правонарушения в порядке, установленном в статье 114 НК.

       Соответствующие налоги органы  не могут самостоятельно увеличивать  или уменьшать размеры штрафных  санкций, такие полномочия остались  только у судов. Бремя доказательства  в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность – на налоговые (таможенные) органы.

       Формулировки, которые законодатели  предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими  и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования.  Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112.

       Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным. В то же время формулировка, принятая НК может быть интерпретирована, как отмечено С. Д. Шаталовым в комментариях к НК РФ, следующим образом:

  • Аналогичными могут быть признаны правонарушения, квалифицируемые по одной и той же стать, а если статья содержит несколько пунктов – то по одному и тому же пункту;
  • Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе (п.1 ст. 126 НК РФ) и о третьих лицах (п.2 ст. 126).

      Очевидно, что в силу неясности  данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет  окончательно разрешено только арбитражной практикой. 
 

 

    2.3 Ответственность банков, как агентов правительственного контроля. 

       Санкции, применяемые за нарушение  обязанностей банков, как агентов  правительственного контроля, регламентированы  в главе 18 НК.  Необходимость отдельного их рассмотрения определяется тем, что в данном случае не применяются многие правила, установленные в отношении налоговых правонарушения, совершенных налогоплательщиками. Наиболее важными из них являются:

  • Существование срока давности привлечения к ответственности;
  • Существование срока давности взыскания штрафной санкции;
  • Презумпция невиновности;
  • Необходимость предоставления доказательств вины при наличии факта правонарушения;
  • Учет обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность налогоплательщика, или исключающих возможность привлечения его к ответственности;
  • Не допускается применение к этим нарушениям норм производства по делам о налоговых правонарушениях (ст. 100, 101, 104 НК РФ);
  • Не допускаются такие меры по принудительному обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов, как арест имущества, приостановление операций по счетам.
 

       Нарушения, совершаемые банками  в части функций агентов правительственного  контроля и, соответственно, санкции  за них, установлены статьями 132 – 136 НК РФ. 

       Статья 132 устанавливает ответственность  за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей. 

       Статья 133 устанавливает ответственность  за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ , но не более 0,2% за каждый день просрочки. 

       Статья 134 устанавливает ответственность за нарушение, выразившееся в неисполнении банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности. 

   Статья 135 устанавливает ответственность  за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени, что влечет взыскание пени в размере одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы. 

       Штрафы, указанные в статьях 132 – 134, взыскиваются в порядке, аналогичном порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности. 

 

Информация о работе Система ответственности за совершение налоговых правонарушений