Система ответственности за совершение налоговых правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим вопросам юридической ответственности за налоговые правонарушения в соответствии с принятым Налоговым Кодексом РФ.

Уместно отметить, что именно суровость мер ответственности за нарушения российского налогового законодательства до принятия первой части Налогового Кодекса РФ стала одним из самых серьезных оснований для начала кампании по реформированию всей налоговой системы России в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. …..3

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности …….. ….4

1.1 Налоговое право в системе российского права ……………… ….4

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности ………........10


Глава 2. Понятие налоговых правонарушений, ответственность

за их совершение ……………………………………………………………19

2.1 Понятие и виды налоговых правонарушений ……………….. ….19

2.2 Условия привлечения к ответственности ……………………….. .22

2.3 Ответственность банков, как агентов правительственного

контроля ……………………………………………………………… . . . 29

Заключение ………………………………………………………………… . 32

Источники и литература …………. …………………… ………… … … ..33


Приложения

Работа содержит 1 файл

Система ответственности за совершение налоговых правонарушений.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

   Использование этих методов в сочетании с  заменой налоговой юрисдикции представляет собой широко используемое в мире международное налоговое планирование. Причем налоговое планирование может с успехом применяться как организациями, так и физическими лицами.

   Одной из проблем развития науки налогового права является определение сущности понятия "налогообложение".

   В научной литературе можно встретить различные дефиниции данного понятия, но большинство исследователей полагают, что под налогообложением следует понимать "форму функционирования системы налогов и сложную подсистему государственного управления", "деятельность государства по установлению и взиманию налогов".

   В современной теории налогового права  к принципам налогообложения  относят базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие суть всей системы, отрасли или института права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.

   Общественные  отношения в сфере налогообложения  непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы, составляют предмет налогового права.

   Несмотря  на преобладание экономического подхода в решении тех или иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, регулируются в первую очередь правовыми нормами.

   А это фактически означает, что на определенном этапе совокупность данных норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право. Последнее следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

 

    1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности

 

   Правовое  регулирование ответственности  за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся  к объектам законодательства о налогах  и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.

   Поскольку нормы налогового права, как и  другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая  ответственность имеет две формы  реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

   Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в  силу добровольного выполнения субъектом  налогового права своих обязанностей.

   Одним из важнейших условий налоговой  деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей.

   В налоговом праве позитивная ответственность  основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершение деяния в форме имущественных лишений, во-вторых, налоговая ответственность может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

   Таким образом, негативная налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

   Юридическим фактом, поражающим охранительные налоговые  правоотношения, являются нарушение  законодательства о налогах и  сборах. Под основанием налоговой ответственности понимается обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а их отсутствие исключает ее. Негативная налоговая ответственность имеет три основания: нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих; фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговые правонарушения); процессуальные, т.е. акт компетентного органа о положении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение.

   Наступление негативной налоговой ответственности  возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в  строго определенной последовательности: норма права – налоговое правонарушение – применение санкции.

   Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи, с нарушение их участниками законодательства о налогах и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

   Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом  законодательстве не указаны, но выводят из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

   - охранную, посредством которой общество  от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

   - стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение  субъектов налогового права.

   Цели  налоговой ответственности реализуются  в функциях:

   Юридическая функция проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

   Социальная  функция налоговой ответственности  выражается в профилактике налоговых  правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать  нормы налогового права.

   Таким образом, налоговая ответственность  представляет собой обязанность  лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного  принуждения, предусмотренные санкциями  НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

   На  основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

   - материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта: установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК РФ; определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительные налоговые правоотношения. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и высказываются только в судебном порядке;

   - процессуальные, характеризующие механизм  реализации материального охранительного  налогового правоотношения посредством  производства по делу о налоговом  правонарушении, осуществляемого компетентным  органами согласно нормам НК  РФ;

   - функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности.

   Принципы  налоговой ответственности –  это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

   Принципы  налогообложения можно разделить  на общие, регулирующие налоговую систему  в целом, и специальные, характеризующие  отдельные институты налогового права. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др. При этом общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

   Нормы – принципы налоговой ответственности  закреплены в ст. 108 НК РФ и названы  общими условиями привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

   - Законность, означающая недопустимость  привлечения к ответственности  за налоговое правонарушение  иначе, как по основаниям и  в порядке, которые предусмотрены  НК РФ.

   Основным  положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодателем до момента совершения.

   В состав принципа законности привлечения  к налоговой ответственности  также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

   - Однократность. Принцип однократности  привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

   - Разграничение налоговой санкции  и налоговой обязанности. Согласно  п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой  санкции не освобождает от  исполнения налоговой обязанности,  поскольку они представляют собой  два самостоятельных элемента  правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

   - Презумпции невиновности является  налогово-правовой конкретизацией  ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным  в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

   Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 106 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.

   Наказание является справедливым только в том  случае, когда характер применяемых  мер принуждения и объем возлагаемой  ответственности соответствуют  общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя  и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.

   Принцип справедливости налоговой ответственности  включает требования:

   1) обоснованности;

   2) соразмерности;

   3) дифференциации;

   4) индивидуализации;

   5) неотвратимости;

   6) гуманизма.

   Принципа  обоснованности и соразмерности  при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован  в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Требования  обоснованности, соразмерности и  индивидуализации налоговой ответственности есть частные проявления общеправового принципа обоснованности и соразмерности правовых ограничений.

   Требование  обоснованности налоговой ответственности  реализуется в сфере налогового правотворчества и выражается в  целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов.

Информация о работе Система ответственности за совершение налоговых правонарушений