Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа
Цель моей работы дать общее представление о налогах, об их происхождении и развитии. Рассказать о налоговой системе России, а также реформировании налогов и их влиянии на российскую экономику.
Задачами являются:
1. Проанализировав учебную литературу, а также различные журналы и публикации, раскрыть сущность налогов, показать их структуру и экономическую роль для государства;
2. Показать механизм взимания налогов;
3. Сказать, насколько современная налоговая система России эффективна.
Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения 11
1.3. Классификация и роль налогов в экономике 18
Глава 2. Налоговая система России 25
2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России 25
2.2. Влияние налогов на российскую экономику 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Для налогового регулирования экономики в России используются те же инструменты, что и в развитых странах: специальные режимы фискального обложения; пониженные ставки; льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним; перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок. Однако у нас их применение не дало ожидаемых результатов. Причина в том, что их использование было некомпетентным, в частности, не учитывались состояние экономики и специфика налогов, не определялись последствия реализации тех или иных мер.
В России налоговое регулирование экономики в 1992-1998 гг. не отвечало общепринятым принципам, установленным еще А. Смитом и ставшим аксиомами фискального обложения (соответствие налогов уровню платежеспособности облагаемого субъекта; определенность и экономичность налогов; удобство и простота техники их взимания). Идеей фикс государства было сокращение бюджетного дефицита. Для ее достижения количество налогов и их ставки увеличивали даже в условиях экономического кризиса, вызванного "шоковой терапией", т.е. при сокращении объемов производства и собственных оборотных средств у предприятий. Чрезмерное усиление фискального бремени усугубило и без того тяжелое положение предприятий. Финансовый кризис 1997-1998 гг. вскрыл нарушение допустимого предела налогообложения.
С 1999 г. в России концепция налогообложения изменилась. В частности, был осуществлен переход к принципу нейтральности обложения (как и в развитых странах). Однако и этот вариант налоговой реформы не соответствует социально-экономической ситуации и стратегическим целям, провозглашаемым государством.
Нейтральность налогообложения предполагает высокий уровень развития экономики. Суть данного принципа обложения в том, чтобы не оказывать влияния на мотивы поведения предпринимателя, выбор вида деятельности и соответственно вложение капитала. При сегодняшней слабости и неустойчивости отечественной экономики, а также необходимости ее структурных преобразований провозглашение указанного принципа является стратегически поспешным и экономически не обоснованным решением.
Рост совокупного уровня налогообложения в 1992-1998 гг. сопровождался утверждениями, что он в России примерно такой же, как в развитых странах. Для сравнения использовался показатель доли налогов и сборов в ВВП. Но во внимание не были взяты резкое сокращение собственных оборотных средств и низкая платежеспособность отечественных предприятий, в то время как финансовое положение западных предпринимателей гораздо устойчивее. А ведь предельная граница обложения зависит от финансового положения налогоплательщика и не может быть у нас такой же, как в развитых странах.
Действительно,
для экономики в целом тяжесть
фискального бремени
Для устранения данного недостатка и приведения к сопоставимости налоговой нагрузки российских организаций был произведен ее расчет с учетом отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные социальные фонды, которые по своей сущности являются налогами и уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпринимателей.
Реальная налоговая нагрузка по отраслям экономики неравномерна и по России, и по регионам. В наиболее выгодных условиях находятся финансовая сфера, торговля и обслуживание, поскольку у них срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее.
Д. Козлов говорил, что «немаловажную роль в проведении эффективной политики играют соблюдение последовательности намеченных преобразований, а также четкое определение всех налогов, их налогооблагаемой базы и списка льгот и вычетов. Эти меры позволят избежать манипуляций с налогооблагаемой базой и предотвратить полулегальные способы ухода от уплаты налогов»36.
С
2001 г. снизилась совокупная фискальная
нагрузка на предприятия в результате
отмены (снижения) налогов с оборота, фонда
оплаты труда и относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг). При введении
этих мер рассчитывали, что при условии
стабильности экономики за счет увеличения
базы возрастут поступления по налогу
на прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятий. Но в последние годы наметилась
тенденция на сокращение количества льгот
по видам налогов и отраслям экономики.
Уменьшились также льготы по регионам,
в том числе для закрытых административно-
С 1 января 2002 г. ставка налога на прибыль снизилась до 24%, но одновременно были отменены льготы. Думается, что результат от данной акции не будет таким же эффективным, как в 1999-2000 гг., потому что в предыдущие годы льготы позволяли уменьшать сумму выплат по этому налогу на 50%. Это равносильно ставкам 15-17% при действовавших в зависимости от региона 30-35%.
Пансков отмечал, что «к 2002 г., когда были достигнуты наивысшие показатели собираемости налогов, резко возросла и доля ВВП, перераспределяемого через налоговую систему страны. В 2003 г., когда собираемость налогов уже практически не росла и в то же время продолжалось проведение крупных мероприятий по снижению налогового бремени, показатели доли ВВП немного снизились и остановились на отметке 33,9%»39.
Анализ
влияния реформы
1. Реформа налоговой системы не обеспечила структурной перестройки экономики ни по России в целом, ни в регионах. Увеличение объема фискальных поступлений (в абсолютных суммах) в 1992-1998 гг. было в значительной мере обусловлено инфляцией, а не экономическим ростом.
2.
Уровень налогообложения
3.
Различия в уровне
4.
Последствия фискального
5.
Индикаторами допустимого
числа малых и убыточных (прибыльных) предприятий
по отраслям.
Превышение допустимого предела налогообложения
в 1996 и 1998 гг. подтверждают резкое сокращение
объемов производства (в сопоставимых
ценах), снижение налоговых доходов и увеличение
задолженности по налогам и сборам в бюджетную
систему.
6.
Для стимулирования
7.
Реализация принципа
Заключение
Проделав работу на данную тему, была достигнута установленная цель путем выполнения поставленной передо мной задачи. Я многое узнала о самих налогах, а также о налоговой системе нашей страны.
Проанализировав
ряд научной литературы, для меня
открылась история
В своей работе я раскрыла главную экономическую сущность налогов. Они взимаются государством для формирования единого фонда денежных средств и для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Также здесь можно найти большое количество видов налогов, классифицируемых по различным определенным признакам, причем в основе каждой классификации лежит какой-то один определенный признак.
Говоря о роли налогов, следует отметить, что налоги выступают главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Именно налоги способны регулировать экономические и социальные отношения в обществе, а также создавать финансовый бюджет страны.
Я
рассмотрела структуру
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ