Система налогов: сущность и механизм. Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы дать общее представление о налогах, об их происхождении и развитии. Рассказать о налоговой системе России, а также реформировании налогов и их влиянии на российскую экономику.
Задачами являются:
1. Проанализировав учебную литературу, а также различные журналы и публикации, раскрыть сущность налогов, показать их структуру и экономическую роль для государства;
2. Показать механизм взимания налогов;
3. Сказать, насколько современная налоговая система России эффективна.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения 11
1.3. Классификация и роль налогов в экономике 18
Глава 2. Налоговая система России 25
2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России 25
2.2. Влияние налогов на российскую экономику 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

      Кафедра общей экономики 
 
 
 
 
 
 

      СИСТЕМА НАЛОГОВ: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ. НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Курсовая работа

                        студентки 1 курса

                        группы ФК – 
                   

                        Научный руководитель

                        Д. э. н., профессор

      Кусургашева Л.В. 
 
 
 
 
 

      Кемерово 2008 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение                                                                                                        3                                                                                     

      Глава 1. Налоги в экономической системе  общества                                5

      1.1. Возникновение и развитие налогообложения                                     5

      1.2. Сущность налогов и принципы  налогообложения                           11

      1.3. Классификация и роль налогов  в экономике                                     18

      Глава 2. Налоговая система России                                                           25

      2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России                                                                                                                     25

      2.2. Влияние налогов на российскую экономику                                   32

      Заключение                                                                                                  38                                                                       

      Список использованной литературы                                                         39                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

      Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т.к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

      Так же с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

        Цель моей работы дать общее представление о налогах, об их происхождении и развитии. Рассказать о налоговой системе России, а также реформировании налогов и их влиянии на российскую экономику.

      Задачами  являются:

  1. Проанализировав учебную литературу, а также различные журналы и публикации, раскрыть сущность налогов, показать их структуру и экономическую роль для государства;
  2. Показать механизм взимания налогов;
  3. Сказать, насколько современная налоговая система России эффективна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

      ГЛАВА 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВА

    1. Возникновение и развитие налогообложения

      Д.Г.Черник говорил: «Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства».1

      В тоже время, В.Г.Пансков говорил, что  «налог – это обязательное, индивидуально  безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный  государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»2.

           Налоги применялись ещё на  заре человеческой цивилизации.  Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

            В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа:

      1) От древнего мира до начала средних веков. Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине.

      2) XVI – нач. XIX вв. В ряде стран возникает сеть финансовых учреждений  и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения,  наблюдает за сбором налогов.

      3) Современный этап. Государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т.к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

      Однако, по мнению Майбурова, процесс формирования налогов прошел в большем количестве этапов. Он выделял 6 основных этапов:

    1. «Древний мир – роль налогов выполняла дань с побежденного народа;
    2. Возникновение первых государств – налоги стали рассматриваться, как необходимое жертвоприношение;
    3. Древний Египет – налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей государству;
    4. Ранние феодальные государства – налоги рассматривались, как дары и подарки правящему монарху;
    5. XVI-XVII века – налог рассматривается, как помощь населения государству;
    6. XVIII-XX века – сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание»3.

         Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии, также во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

      В древнегреческих городах – полисах  взимались налоги с граждан в  размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. 

      В древнеримском государстве первоначально  в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

      «Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис»4. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Черник писал, что «были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи»5

      Владелец  земли должен был  сам оценить свои доходы. Чиновник, контролирующий проведения ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Д.Г.Черник приводил пример, что «если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они не включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал»6. Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

      Многие  хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии, налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

      Позже стала складываться налоговая система Руси. Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племён и народностей. Как сообщает историк С.М.Соловьев: «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»7. Под шлягом следует понимать иноземные монеты. «От рала» - с плуга или сохи.

      Существовало  также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров. 

Информация о работе Система налогов: сущность и механизм. Налоговая система и ее особенности в России