Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа
Основу НЭП составляли частная торговая и промышленная деятельность, ведение личных промысловых занятий, развитие товарно-денежных отношений. Естественно, что «все это связано было с возвращением к товарно-денежным формам хозяйства и с необходимостью радикального пересмотра государственной денежной политики». Подобные проявления свободной экономики начала 1920-х гг. предполагали получение значительных доходов частными предпринимателями, что естественным образом вызвало к действию соответствующую систему налогов, которые советское государство предполагало использовать как средство ограничения накоплений и частного капитала.
Введение_________________________________________________3
Система налогов и сборов при нэпе________________________5
Характеристика прямых налогов (1922-1932 гг.)____________7
Система косвенных налогов (1921 – 1932 гг.)_____________15
2. Теоретическое обоснование налогообложения в СССР при НЭПе __________________________________________17
Заключение_____________________________________________19
Список литературы__________________________21
Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне.
При обложении учитывались размер пашни и сенокоса (в переводе на пашню) на едока, урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20% крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от уплаты. Для исчисления налога крестьянские хозяйства распределялись по группам в зависимости от обеспеченности пашней на едока (9 групп), обеспеченности скотом на хозяйство (4 группы) и средней урожайности культур в данной местности (11 разрядов). Такая система построения налога давала возможность установить размер налога в соответствии с примерной доходностью хозяйства. Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 1924 г., с установлением в СССР твердой валюты, - в денежной форме.
Дальнейшая
реорганизация
К
смешанным формам налогообложения,
характерным для времени
В
соответствии с Положением от 12 ноября
1923 г. подоходно-поимущественный
Подоходный налог постепенно становится одним из основных видов прямых налогов, взимаемых с доходов физических и юридических лиц (заработной платы, прибыли и т.д.). После революции налоги используются как одно из орудий ограничения, а затем и полного вытеснения «капиталистических элементов». Подоходный налог предполагалось использовать в том виде, в которой он был разработан в дореволюционный период, при этом устанавливаются высокие прогрессивные ставки, вводится обложение совокупного дохода плательщиков от всех источников, однако натурализация хозяйства и обеспечение денег в условиях «военного коммунизма» привели к резкому снижению налоговых поступлений и фактической отмене подоходного налога.
В период нэпа возобновляется подоходное налогообложение физических лиц, при этом оно осуществляется в рамках подоходно-поимущественного налога. В 1924 г. устанавливается самостоятельный подоходный налог. Помимо фискального значения этому виду налогообложения придавалась регулирующая роль: основная тяжесть распределялась на «частнокапиталистические элементы».
В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1922 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины – от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемый в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.7
Взимание налога было возобновлено в конце 1922 – начале 1923 г. Ставки налога для рабочих и служащих устанавливались в размере 150 руб., крестьян – 200, для ремесленников и кустарей, не пользующихся наемным трудом, – 500 руб., буржуазных элементов – 5000 руб. (в денежных знаках образца 1922 г.). 8
В ноябре 1925 г. для получения дополнительных бюджетных ресурсов на социальное обеспечение инвалидов Гражданской войны вводится военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию. Этот налог был отменен в 1931 г.
Одним из основных доходных источников местных бюджетов периода нэпа был квартирный налог. С середины 20-х гг. местным Советам разрешалось вводить квартирный налог для увеличения средств, направляемых на жилищное строительство, за счет повышения уровня налогообложения «нетрудовых элементов». Налог взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне города. Ставки квартирного налога устанавливались на единицу площади в пределах, утвержденных общесоюзным законодательством, и дифференцировались в зависимости от величины доходов. Из поступавших сумм налога 20% отчислялись в специальные фонды Цекомбанка СССР (Центрального Коммунального банка СССР) для выдачи ссуд на строительство жилья для рабочих, 80% зачислялись в местные фонды кредитования рабочего жилищного строительства. В ходе налоговой реформы 1930 – 1932 гг. квартирный налог был упразднен.
Курс правительства на свертывание новой экономической политики проявился во введение налога на сверхприбыль, налога с наследств и дарений, индивидуального обложения кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом.
В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частно-капиталичтических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога являлись владельцы торговых предприятий, предприятий отдельных отраслей промышленности (кожевенной, текстильной, маслобойной, мукомольной, рыбной и т.п.), а также торговые посредники и маклеры. Объектом обложения была прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя их установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога.
На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. вводится налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Налогом облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества. С 1929 г. ставки в общесоюзных пределах устанавливались на подведомственной территории союзными республиками.
В качестве формы дополнительного обложения «кулацких хозяйств» в 1929 г. вводится индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. Формально эта система устанавливается с целью усилить обложение наиболее богатых хозяйств, доходы которых учитывались недостаточно полно при взимании сельскохозяйственного налога на общих основаниях по установленным нормам доходности. При этом в облагаемые включались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков. Основными признаками отнесения хозяйств к кулацким считались: систематическое применение в хозяйстве наемного труда; наличие в хозяйстве мельницы, маслобойки, крупорушки, картофельной и плодовоовощной сушилок и других подобных предприятий при условии применения в них механических двигателей или наемного труда; систематическая сдача внаем постоянно или на сезон специально оборудованного помещения; скупка для перепродажи; торговля или ростовщичество. С 1932 г. признаки для индивидуального обложения хозяйств стали устанавливать СНК союзных республик, а по их поручению – СНК автономных республик и облисполкомы применительно к местным условиям. Хозяйства, привлекаемые к индивидуальному обложению сельскохозяйственным налогом, не имела права ни на какие льготы и скидки. С ликвидацией в СССР «кулачества как класса» индивидуальное обложение перестало применяться.
1.2 Система косвенных налогов (1921 – 1932 гг.)
Косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары. В 20-е гг. акцизы обеспечивали 11 – 20% всех доходов государства.
В 1921 г. были введены акцизы на вино, спички, табачные изделия, гильзы, курительную бумагу, в 1922 г. – на спирт, нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе, цикорий, в 1923 г. – на текстильные изделия и галоши. Плательщиками акцизов выступали предприятия – производители подакцизных товаров. Значение акцизов как доходного источника сокращалось параллельно со снижением доли частного сектора в экономике.9
Система обложения акцизами и промысловым налогом ещё до 1929 – 1930 гг. были подвергнуты значительным изменениям, выразившимся в централизации взимания акцизов, отмене ряда мелких акцизов и введении, в виде опята, однократного обложения промысловым налогом нескольких товаров (текстиля, сахара, масла и табака) и в слиянии акциза и промыслового налога по текстилю и спирту. Эти мероприятия рассматривались как полумеры – конечной задачей налоговой реформы должно было явиться построение новой системы изъятий из общественного сектора в виде единого отчисления от прибылей предприятий. Формально косвенные налоги были упразднены налоговой реформой 1930 – 1932 гг.10
К
косвенным налогам этого
Существенную роль в период нэпа играли целевые налоги и сборы. В СССР в 1920 – 1930 гг. целевые налоги вводились как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы с эпидемическими болезнями, улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог), расширения жилищного и культурно-бытового строительства (квартирный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства).
Для
местных бюджетов доходным источникам
выступали надбавки
к государственным налогам – дополнительные
суммы налогов, поступающие в местные
бюджеты; устанавливаются в определенной
доле к государственным налогам. В Советской
России и СССР в 20-е гг. надбавки к государственным
налогам использовались как налоговый
источник доходов местных бюджетов. Право
вводить надбавки (в установленных пределах)
имели губернские и уездные съезды Советов.
Действовали надбавки к промысловому
и подоходному налогам, плате за патенты
на право продажи спиртных напитков, минеральной
воды и табачных изделий, охотничьему
сбору, судебной пошлине, плате, взимаемой
нотариальными органами. Надбавки к государственным
налогам были отменены в связи с налоговой
реформой 1930 – 1932 гг.
Глава 2. Теоретическое обоснование налогообложения в СССР.
В период нэпа разрабатывалось большое количество проектов по совершенствованию налоговой системы СССР. Значительную роль в совершенствовании механизма налогообложения сыграл Научно-исследовательский институт при Наркомате финансов, возглавлявшийся Н.Д.Кондратьевым, автором теории больших циклов конъюнктуры, смена которых связана с качественными изменениями в хозяйственной жизни общества. Под руководством Кондратьева был разработан первый перспективный план развития сельского и лесного хозяйства СССР на 1923 – 1928 гг. Большой интерес даже для наших современников представляют такие труды крупного теоретика и историка налогообложения профессора В.Н.Твердохлебова, как «Обложение городских недвижимостей на Западе» (1906-1909), «О реформе прямых налогов в России» (1916), «Финансовые очерки» (1916), «Новейшие финансовые проблемы (1914 – 1923)» (1923), «Местные финансы» (1927), «Государственный кредит» (1928). Однако идеи и предложения, высказывавшиеся ведущими российскими теоретиками и практиками, не нашли применения в СССР.11