Система налогообложения при НЭПе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Основу НЭП составляли частная торговая и промышленная деятельность, ведение личных промысловых занятий, развитие товарно-денежных отношений. Естественно, что «все это связано было с возвращением к товарно-денежным формам хозяйства и с необходимостью радикального пересмотра государственной денежной политики». Подобные проявления свободной экономики начала 1920-х гг. предполагали получение значительных доходов частными предпринимателями, что естественным образом вызвало к действию соответствующую систему налогов, которые советское государство предполагало использовать как средство ограничения накоплений и частного капитала.

Содержание

Введение_________________________________________________3
Система налогов и сборов при нэпе________________________5
Характеристика прямых налогов (1922-1932 гг.)____________7
Система косвенных налогов (1921 – 1932 гг.)_____________15
2. Теоретическое обоснование налогообложения в СССР при НЭПе __________________________________________17
Заключение_____________________________________________19
Список литературы__________________________21

Работа содержит 1 файл

Новая экономическая политикаbv.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение_________________________________________________3 

  1. Система налогов  и сборов при нэпе________________________5
 

  • Характеристика  прямых налогов (1922-1932 гг.)____________7 
  • Система косвенных  налогов (1921 – 1932 гг.)_____________15 
    • 2. Теоретическое обоснование налогообложения в СССР              при НЭПе __________________________________________17 

    Заключение_____________________________________________19 

    Список  литературы__________________________21

     

    Введение

        Одним из главных условий существования любого государства является функционирование налоговой системы. Посредством действия налогов, во-первых, обеспечивается один из значительных внутренних источников пополнения государственного бюджета, и, во-вторых, осуществляется перераспределение национального дохода. Очевидно, что во внутренней политике государства, налоговая сфера занимает одно из главных направлений деятельности. Для правильного и эффективного налогообложения помимо сбалансированной системы налогов необходимо наличие и других условий и, прежде всего, хорошо организованной системы налоговых органов, способных охватить всю массу налогоплательщиков и работать с ней. Современное российское государство находится в настоящий момент на этапе развития, когда определены генеральные направления развития и осуществления внутренней политики, а органы ее управления и руководства переживают процесс совершенствования своей структуры. Одним из приоритетных направлений в современной государственной политике является реформирование и совершенствование системы налогообложения и составных элементов этого процесса - органов взимания. В этой связи представляется актуальным изучение аналогичного исторического опыта с целью выявления общих условий и тенденций. Подобный фактический материал представлен в отечественном историческом процессе периодом начала 1920-х гг., когда высшая государственная власть, «повернув к НЭПу и дав старт глубоким преобразованиям военно-административной экономики в государственно-рыночную», переориентировала государственную политику в области экономики на развитие существование и элементов, характерных для капиталистического варианта экономических отношений. Вновь вводимая новая экономическая политика, как отметил в своем докладе в ноябре 1921 г. Народный комиссар финансов Н.Н. Крестинский, была построена на:

         1)замене продразверстки продовольственным  налогом, 

        2)ограничении  области хозяйственной деятельности  государства лишь несколькими  наиболее важными отраслями промышленности  и отдельными крупнейшими предприятиями из других отраслей,

        3)покровительстве  средней и мелкой промышленности,

        4)широком  допущении частной инициативы,

        5)допущении  вольного рынка, 

        6)сокращении  числа потребителей, получающих  снабжение от государства, 

        7)отказе  от принципа натурального товарообмена,

        8)проведении  платности всех оказываемых центральными  и местными советскими органами  услуг.1

        Таким образом, основу НЭП составляли частная  торговая и промышленная деятельность, ведение личных промысловых занятий, развитие товарно-денежных отношений. Естественно, что «все это связано было с возвращением к товарно-денежным формам хозяйства и с необходимостью радикального пересмотра государственной денежной политики». Подобные проявления свободной экономики начала 1920-х гг. предполагали получение значительных доходов частными предпринимателями, что естественным образом вызвало к действию соответствующую систему налогов, которые советское государство предполагало использовать как средство ограничения накоплений и частного капитала. Возрождение системы денежных налогов, однако, было вызвано не только необходимостью контролировать доходы и деятельность частных предприятий, но и использованием поступлений от налогов в качестве едва  ли не единственно возможного на тот момент финансового источника для советского государства. 
     
     

        Глава 1. Система налогов  и сборов при НЭПе

        Новая экономическая политика (нэп) была разработана  В.И.Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению Х съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП (б). В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренда мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено.

        Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных  промыслов, восстановлении денежного  обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой  системы.

        Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России – промысловой налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

        Характерной чертой налоговой системы периода  нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86. Рассмотрим структуру налоговых поступлений по обобществленному сектору за 1930 год в таблице 1.1.2

        Таблица 1.1

        Структура налоговых поступлений по обобществленному сектору ( %)

       
    Акцизы (12 видов)                                                                          - 28,9
    Промысловый налог  - 21,5
    Таможенные  пошлины  - 3,9
    Попенная  плата  - 4,9
    Подоходный  налог  - 4,6
    Отчисление  прибылей в бюджет (3 вида) - 12,2
    Отчисления  в фонд улучшения быта рабочих  и служащих   - 1,9
    Отчисления  на образование специального капитала

    в учреждения долгосрочного кредита 

    - 4,3
    Займы 1928 и 1929 гг.  - 3,3
    Итого  - 85,5
    Прочие 63 платежа - 14,5
    Всего   - 100,0
     

        Систему налогов и сборов при нэпе составили  следующие виды:

    1. прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;
    2. косвенные налоги: акцизы, налог с доходов от демонстраций кинофильмов;
    3. пошлины: патентная, судебная и др.;
    4. сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

          В качестве чрезвычайных налогов вводились:

          в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;

          в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

          В 1922 – 1923 гг. отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося  в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.3

          Далее подробно будут рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, элементы налоговой  системы: прямые и косвенные налоги.

        1.1 Характеристика прямых  налогов (1922-1932 гг.) 

          Прямые  налоги в период нэпа являлись основным налоговым источником доходов государства. Одновременно они представляли собой орудие социальной политики правительства. Если в 1922 г. доля поступлений от прямых налогом составляла около 43% всех налоговых поступлений, в 1924 г. - 45%, то к 1926 г. она достигает 82%.4

          Важнейшим прямым налогом в период нэпа был  промысловый налог. После Октябрьской революции 1917 г. Советское правительство, сохранив систему взимания промыслового налога, повышает его ставки и существенно расширяет круг плательщиков. В период «военного коммунизма» промысловый налог, как и другие денежный налоги, фактически утратил свое значение. С переходом к нэпу, в условиях начавшегося развития товарно-денежных отношений и допущения в известных пределах частной торговли, возникла необходимость в прямых денежных налогах. Одним из первых таких налогов был промысловый налог, введенный 26 июля 1921 г. Налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В феврале 1922 г. промысловый налог был распространен на государственные и кооперативные предприятия, организации.

          Промысловый налог состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости  от разряда предприятия (торговые предприятия подразделялись на 5 разрядов, промышленные – на 12), а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Ставки уравнительно сбора дифференцировались; наиболее высокие применялись к частным предприятиям; государственные и кооперативные организации облагались на льготных основаниях.

          Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около 1/3 всех налоговых поступлений. Правительством он рассматривался как  «одно из важных орудий ограничения и вытеснения капиталистических элементов». В заключительные годы нэпа были произведены изменения в системе взимания налогов с целью уменьшения обложения государственных и кооперативных предприятий и переноса тяжести налогового бремени на «частнокапиталистический элемент», что в итоге привело к снижению фискального значения данного вида налогообложения.

          В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпе выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога – прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площади пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогам. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.5

          В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Этот налог введен Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. взамен ряда других натуральных налогов. Налог исчислялся по единой весовой мере – пуд ржи или пшеницы в зависимости от района распространения той или иной культуры. Размер налога устанавливался дифференцированно для разных по мощности хозяйств в соответствии с количеством пашни и сенокоса (в переводе на пашню) и едоков в хозяйстве, а также в зависимости от средней урожайности в районе. Предусматривались льготы по налогу для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев. Единый натуральный налог, так же как и ряд других налогов, был заменен в 1923 г. единым сельскохозяйственным налогом.6

    Информация о работе Система налогообложения при НЭПе