Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа
Основу НЭП составляли частная торговая и промышленная деятельность, ведение личных промысловых занятий, развитие товарно-денежных отношений. Естественно, что «все это связано было с возвращением к товарно-денежным формам хозяйства и с необходимостью радикального пересмотра государственной денежной политики». Подобные проявления свободной экономики начала 1920-х гг. предполагали получение значительных доходов частными предпринимателями, что естественным образом вызвало к действию соответствующую систему налогов, которые советское государство предполагало использовать как средство ограничения накоплений и частного капитала.
Введение_________________________________________________3
Система налогов и сборов при нэпе________________________5
Характеристика прямых налогов (1922-1932 гг.)____________7
Система косвенных налогов (1921 – 1932 гг.)_____________15
2. Теоретическое обоснование налогообложения в СССР при НЭПе __________________________________________17
Заключение_____________________________________________19
Список литературы__________________________21
Содержание
Введение______________________
2. Теоретическое
обоснование налогообложения в СССР
при НЭПе ______________________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Одним из главных условий существования любого государства является функционирование налоговой системы. Посредством действия налогов, во-первых, обеспечивается один из значительных внутренних источников пополнения государственного бюджета, и, во-вторых, осуществляется перераспределение национального дохода. Очевидно, что во внутренней политике государства, налоговая сфера занимает одно из главных направлений деятельности. Для правильного и эффективного налогообложения помимо сбалансированной системы налогов необходимо наличие и других условий и, прежде всего, хорошо организованной системы налоговых органов, способных охватить всю массу налогоплательщиков и работать с ней. Современное российское государство находится в настоящий момент на этапе развития, когда определены генеральные направления развития и осуществления внутренней политики, а органы ее управления и руководства переживают процесс совершенствования своей структуры. Одним из приоритетных направлений в современной государственной политике является реформирование и совершенствование системы налогообложения и составных элементов этого процесса - органов взимания. В этой связи представляется актуальным изучение аналогичного исторического опыта с целью выявления общих условий и тенденций. Подобный фактический материал представлен в отечественном историческом процессе периодом начала 1920-х гг., когда высшая государственная власть, «повернув к НЭПу и дав старт глубоким преобразованиям военно-административной экономики в государственно-рыночную», переориентировала государственную политику в области экономики на развитие существование и элементов, характерных для капиталистического варианта экономических отношений. Вновь вводимая новая экономическая политика, как отметил в своем докладе в ноябре 1921 г. Народный комиссар финансов Н.Н. Крестинский, была построена на:
1)замене продразверстки
2)ограничении
области хозяйственной
3)покровительстве
средней и мелкой
4)широком допущении частной инициативы,
5)допущении вольного рынка,
6)сокращении числа потребителей, получающих снабжение от государства,
7)отказе от принципа натурального товарообмена,
8)проведении
платности всех оказываемых
Таким
образом, основу НЭП составляли частная
торговая и промышленная деятельность,
ведение личных промысловых занятий,
развитие товарно-денежных отношений.
Естественно, что «все это связано было
с возвращением к товарно-денежным формам
хозяйства и с необходимостью радикального
пересмотра государственной денежной
политики». Подобные проявления свободной
экономики начала 1920-х гг. предполагали
получение значительных доходов частными
предпринимателями, что естественным
образом вызвало к действию соответствующую
систему налогов, которые советское государство
предполагало использовать как средство
ограничения накоплений и частного капитала.
Возрождение системы денежных налогов,
однако, было вызвано не только необходимостью
контролировать доходы и деятельность
частных предприятий, но и использованием
поступлений от налогов в качестве едва
ли не единственно возможного на тот момент
финансового источника для советского
государства.
Глава 1. Система налогов и сборов при НЭПе
Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И.Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению Х съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП (б). В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренда мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено.
Переход
к нэпу, проявившийся в разрешении
торговли, возрождении кустарных
промыслов, восстановлении денежного
обращения и кредитных
Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России – промысловой налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86. Рассмотрим структуру налоговых поступлений по обобществленному сектору за 1930 год в таблице 1.1.2
Таблица 1.1
Структура налоговых поступлений по обобществленному сектору ( %)
Акцизы
(12 видов) |
- 28,9 |
Промысловый налог | - 21,5 |
Таможенные пошлины | - 3,9 |
Попенная плата | - 4,9 |
Подоходный налог | - 4,6 |
Отчисление прибылей в бюджет (3 вида) | - 12,2 |
Отчисления в фонд улучшения быта рабочих и служащих | - 1,9 |
Отчисления
на образование специального капитала
в учреждения долгосрочного кредита |
- 4,3 |
Займы 1928 и 1929 гг. | - 3,3 |
Итого | - 85,5 |
Прочие 63 платежа | - 14,5 |
Всего | - 100,0 |
Систему налогов и сборов при нэпе составили следующие виды:
В качестве чрезвычайных налогов вводились:
в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;
в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.
В 1922 – 1923 гг. отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.3
Далее подробно будут рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, элементы налоговой системы: прямые и косвенные налоги.
1.1
Характеристика прямых
налогов (1922-1932 гг.)
Прямые налоги в период нэпа являлись основным налоговым источником доходов государства. Одновременно они представляли собой орудие социальной политики правительства. Если в 1922 г. доля поступлений от прямых налогом составляла около 43% всех налоговых поступлений, в 1924 г. - 45%, то к 1926 г. она достигает 82%.4
Важнейшим прямым налогом в период нэпа был промысловый налог. После Октябрьской революции 1917 г. Советское правительство, сохранив систему взимания промыслового налога, повышает его ставки и существенно расширяет круг плательщиков. В период «военного коммунизма» промысловый налог, как и другие денежный налоги, фактически утратил свое значение. С переходом к нэпу, в условиях начавшегося развития товарно-денежных отношений и допущения в известных пределах частной торговли, возникла необходимость в прямых денежных налогах. Одним из первых таких налогов был промысловый налог, введенный 26 июля 1921 г. Налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В феврале 1922 г. промысловый налог был распространен на государственные и кооперативные предприятия, организации.
Промысловый налог состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия (торговые предприятия подразделялись на 5 разрядов, промышленные – на 12), а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Ставки уравнительно сбора дифференцировались; наиболее высокие применялись к частным предприятиям; государственные и кооперативные организации облагались на льготных основаниях.
Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около 1/3 всех налоговых поступлений. Правительством он рассматривался как «одно из важных орудий ограничения и вытеснения капиталистических элементов». В заключительные годы нэпа были произведены изменения в системе взимания налогов с целью уменьшения обложения государственных и кооперативных предприятий и переноса тяжести налогового бремени на «частнокапиталистический элемент», что в итоге привело к снижению фискального значения данного вида налогообложения.
В
сфере сельского хозяйства
В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Этот налог введен Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. взамен ряда других натуральных налогов. Налог исчислялся по единой весовой мере – пуд ржи или пшеницы в зависимости от района распространения той или иной культуры. Размер налога устанавливался дифференцированно для разных по мощности хозяйств в соответствии с количеством пашни и сенокоса (в переводе на пашню) и едоков в хозяйстве, а также в зависимости от средней урожайности в районе. Предусматривались льготы по налогу для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев. Единый натуральный налог, так же как и ряд других налогов, был заменен в 1923 г. единым сельскохозяйственным налогом.6