Система и форма налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение действующей системы и формы налогового контроля.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы осуществления налогового контроля
-проанализировать налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;
-рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы осуществления налогового контроля 5
1.1. Понятие и значение налогового контроля 5
1.2. Формы налогового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база регулирующая порядок
осуществления налогового контроля 14
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 17
2.1. Анализ налогов уплачиваемых предприятием 17
2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия 20
2.3. Анализ результатов налогового контроля 22
3.Пути совершенствования налогового контроля 25
3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля 25
3.2. Реформирование налогового контроля 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Система и форма налогового контроля.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

      Анализ  данных таблицы 4 показывает, что по предприятию ОАО «АЛНАС» за период 2007-2009 г. имелись нарушения в части налоговых выплат, что подтверждается результатами камеральных и выездных налоговых проверок по предприятию. Так в 2009 г. на 33% было больше доначисленных сумм по сравнению с 2008 г., штрафы и пени по налоговым проверкам начислены на 92% по отношению к 2008 г. В 2007 г. наблюдается  значительная динамика снижения доначисленных сумм, так в 2007 г. по сравнению с 2009 г. доначисленные суммы имели динамику снижения на 62%, штрафы и пени  по налоговым проверкам по исчислению ОАО «АЛНАС» налогов в 2009 г. так же уменьшились на 62% в 2009 г.

      В целом  необходимо отметить, что  наибольшие налоговые нарушения  по ОАО «АЛНАС» отмечается в 2009 г. что подтверждается наибольшими доначисленными  суммами и суммами штрафов. Так в 2009 г. по сравнению с 2008 г. итого доначислено сумм и штрафов составляет 41%. В 2007 г. наблюдается значительное снижение  доначисленных сумм и сумм штрафов по страховой компании что составило снижение на 62% по сравнению с 2009 г. По данному показателю необходимо отметить, что ОАО «АЛНАС»  более внимательнее и правильнее исчисляет налоги.

      Вкратце в качестве примеров выделим наиболее повторяющиеся ошибки при исчислении налогов ОАО «АЛНАС».

      При исчислении налога на имущество, так как на величину налогооблагаемой базы могут оказать существенное влияние результаты переоценки основных фондов, что существенно влияет  на правильность перерасчета восстановительной стоимости основных фондов, правильность применения коэффициентов пересчета исходя из времени приобретения основных фондов.

      Результаты  инвентаризации и их бухгалтерское  оформление, что особенно важно при  комплексной налоговой проверке. Инвентаризационные разницы должны быть отрегулированы следующим образом. При выявлении излишков имущества они должны быть оприходованы с отнесением на финансовые результаты организации. Убыль ценностей в пределах норм списывается на издержки производства и обращения по решению руководителя организации. Нормы естественной убыли, утвержденные в установленном порядке, могут быть применены только при условии фактической недостачи по соответствующему наименованию ценностей. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи и порча имущества сверх норм относятся на виновных лиц. Если виновные не установлены либо судом во взыскании с виновных лиц отказано, то убытки от недостач и порчи списывается на издержки производства и обращения.

      По  налогу на прибыль отмечается отсутствие оснований, а именно заключенных сделок.

      В ОАО «АЛНАС» отмечаются факты нарушений  по результатам проверок  по вышеуказанным обстоятельствам.

      В сегодняшних условиях действия сложного налогового законодательства и регулярно  меняющейся отчетности по налогу на прибыль  управлению необходимо было решить проблему постоянного повышения уровня профессиональной компетентности руководящего и инспекторского состава налоговых органов. Для реализации этой задачи проводится обучение инспекторов непосредственно на рабочих местах, управление организует общие и выездные совещания. Практикуются совместные контрольные мероприятия, разрабатываются рекомендации по наиболее сложным вопросам администрирования налога на прибыль, характерным для московских налогоплательщиков.

      Учитывая  большое количество деклараций, представляемых плательщиками налога на прибыль, сегодня наиболее эффективной формой контрольных мероприятий является проверка отчетности на основе использования возможностей средств автоматизированного контроля.

      Таким образом, соотношение сумм штрафных санкций за нарушение законодательства исчислению имущественных налогов,  МРИ ФНС России № 16 по РТ  предприятию  ОАО «АЛНАС» за 2007-2009 гг. показали снижение нарушений с 2007 по 2009 г. Распространенным нарушением является неверное определение стоимости имущества в части начислений амортизаций.

 

3.Пути  совершенствования налогового контроля

3.1. Обобщение зарубежного  опыта проведения  налогового контроля 
 

      Для выявления слабых звеньев и положительных  аспектов в деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации, необходимо изучение опыта зарубежных стран.

      Опыт  Франции представляет значительный интерес для России. Так, действующий  во Франции Налоговый кодекс широко использовался при подготовке Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, НДС в России был введен по образцу французской налоговой системы.

      Все необходимые меры для борьбы с  уклонением от уплаты налогов предусмотрены в Налоговом кодексе Франции. Подобный целостный документ существует в немногих странах. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

      Остановимся на ряде конкретных вопросов функционирования французской системы налогового контроля.

      Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Декларацию обязаны представлять все физические лица, независимо от величины их доходов [18, С. 8].

      Налоговые работники осуществляют два вида контроля. На своих рабочих местах они осуществляют работу с декларациями (камеральный контроль). Имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной в декларации, часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения, и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений.

      Если  эти объяснения не удовлетворяют  налоговую администрацию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более детального контроля.

      Контроль  с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований  для подозрений в сокрытии дохода.

      Особенностью  налогового контроля во Франции является то, что, в отличие от российского, французский налогоплательщик должен быть предупрежден о налоговой проверке, как минимум, за 8 дней. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов [14, С. 192].

      Проверки  обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.

      Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями, и, во-вторых, используется информация от осведомителей.

      Длительность  процедуры проверки зависит от размера предприятия: для мелких предприятий - не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Срок проверки частных лиц не может превышать 12 месяцев.

      Отношения между налоговым органом и  налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.

      В результате выявления правонарушений налоговые органы применяют различные санкции. Санкции зависят от того, были действия плательщика умышленными или неумышленными, а также от того, помогает ли налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок применяются мягкие наказания. Доначисление налогов осуществляется в административном порядке. Уголовное наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаще, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов предъявляется лично руководителю [14, С. 196].

      В том случае, если плательщик внес излишнюю сумму налога, соответствующая разница возвращается ему, как правило, с процентами. Обычно, при обнаружении переплаты, возврат производится сразу.

      Налоговая служба Болгарии представляет собой  систему органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

      Центральное управление состоит из следующих  отделов: налоговой политики и методологии; внутреннего и налогового контроля; информации. Так, отдел внутреннего и налогового контроля периодически инспектирует деятельность территориальных управлений и налоговых служб. Этот отдел организационно обеспечивает проведение налоговых проверок и ревизий, а также участвует в осуществлении валютного контроля.

      Налоговая администрация осуществляет налоговые  ревизии и проверки с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих значение для определения налоговых обязательств конкретного налогоплательщика. Правомочиями на совершение специальных контрольных мероприятий наделяются налоговые инспекторы и налоговые эксперты, список которых утверждается приказом министра финансов.

      Налоговая ревизия охватывает действия по установлению налоговых обязательств за истекший период. Налоговая проверка заключается в просмотре налоговых деклараций за истекший период с целью установления правильности их заполнения и своевременности подачи.

      Налоговая ревизия в Болгарии очень сходна с проводимыми налоговыми проверками в Российской Федерации.

      Налоговые проверки могут быть факультативными, проводимыми по инициативе самих налоговых или правоохранительных органов, а также обязательными, осуществляемыми в силу прямого указания закона.

      Налоговая ревизия проводится поэтапно с соблюдением следующего порядка: подготовка ревизии, проведение контрольных процедур и завершение ревизии.

      Первый  этап - подготовка налоговой ревизии - охватывает процедуры назначения, предварительную проверку состояния субъекта налогообложения и непосредственное объявление начала ревизии.

      Второй  этап - проведение контрольных процедур. Осуществляя контрольные полномочия, налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами.

      Третий  этап - составление акта-констатации, в котором в обобщенном виде содержится вся полученная в результате проведения контрольных процедур доказательная база [12, С. 203].

      Если  имеются факты, подтверждающие возникновение  налоговой задолженности, может  быть принято решение об издании  правового документа - акта налогообложения, состоящего из 2 частей: общей и резолютивной.

      Специальным органом Минфина Германии, в компетенцию которого входят вопросы практической реализации налоговой политики страны, является налоговая полиция - «Штойфа».

      Оперативно-розыскные  подразделения и следственный аппарат «Штойфа» занимаются расследованием правонарушений, связанных с сокрытием доходов и уклонением от уплаты налогов, а также под прокурорским надзором осуществляют специальные мероприятия по пресечению различных видов преступлений в экономической сфере.

      Ответственность контролирующих органов предусматривается Уголовным кодексом Германии. Так, параграф 353 УК предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа. Параграф 355 устанавливает ответственность за нарушение налоговой тайны в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежного штрафа. Российским Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны в том случае, если разглашенные сведения являются коммерческой или банковской тайной. Ответственность за нарушение обязанности ведения бухгалтерских книг предусмотрена параграфом 283 Уголовного кодекса Германии [12, С. 205].

      При проведении расследований по делам, связанным с нарушением финансового и налогового законодательства, представители «Штойфа» имеют те же права, что и сотрудники полиции, руководствующиеся в своей деятельности соответствующими положениями Уголовно-процессуального кодекса.

Информация о работе Система и форма налогового контроля