Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение действующей системы и формы налогового контроля.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы осуществления налогового контроля
-проанализировать налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;
-рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.
Введение 3
1. Теоретические основы осуществления налогового контроля 5
1.1. Понятие и значение налогового контроля 5
1.2. Формы налогового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база регулирующая порядок
осуществления налогового контроля 14
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 17
2.1. Анализ налогов уплачиваемых предприятием 17
2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия 20
2.3. Анализ результатов налогового контроля 22
3.Пути совершенствования налогового контроля 25
3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля 25
3.2. Реформирование налогового контроля 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 39
2) принимается в соответствии с НК РФ и законодательством о налогах и сборах [35, С. 45].
Нормативно-правовую
базу, регулирующую порядок ведения
налогового учета и отчетности определяют
Налоговый кодекс Российской Федерации,
федеральные законы о налогах и сборах,
например Закон Российской Федерации
«О налоговых органах Российской Федерации»
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском
учете», подзаконные нормативные акты,
например Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, Приказы ФНС и другие. В настоящее
время в РФ действуют более двухсот актов
федерального и регионального уровня,
а также актов органов местного самоуправления,
регулирующих отношения в области налогового
контроля.
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС»
2.1.
Анализ налогов уплачиваемых
предприятием
Производственный
комплекс «Альметьевский насосный завод»
– это предприятие по ремонту
и выпуску насосных установок
для добычи нефти и производству
электротехнического
ОАО
«АЛНАС» – машиностроительное предприятие,
выпускающее погружные насосные
установки для откачивания
Рассмотрев механизм исчисления основных налогов по ОАО «АЛНАС» проанализируем показатели налоговой отчетности предприятия.
В таблице 1 представлен анализ качественных изменений налогов, уплачиваемых ОАО «АЛНАС» в бюджет за 2007-2009 гг.
Как видно из представленных данных таблицы 5, общая сумма налогов, уплачиваемых предприятием в бюджет, за анализируемый период увеличилась на 62365 тыс. руб., в том числе в 2009 году на сумму 27537 тыс. руб. и в 2007 году на сумму 34828 тыс. руб.
Данное
изменение объясняется
Таблица 1.
Анализ качественных изменений налогов, уплачиваемых
ОАО «АЛНАС» за 2007-2009 гг.
(тыс. руб.)
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Абсолютное
изменение |
Темп роста, % | ||
2008 к 2007 | 2009 к 2008 | 2008 к 2007 | 2009 к 2008 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Налог на прибыль | 508 | 591 | 618 | 84 | 27 | 116,508 | 104,493 |
НДС | 323 590 | 351 210 | 384 677 | 27 620 | 33 467 | 108,535 | 109,529 |
НДФЛ | 30 245 | 31 979 | 33 149 | 1 734 | 1 170 | 105,732 | 103,659 |
Прочие налоги | 28 214 | 26 314 | 26 478 | -1 900 | 164 | 93,2658 | 100,623 |
Итого | 382 557 | 410 094 | 444 922 | 27 537 | 34 828 | 107,198 | 108,493 |
За анализируемый период возросла численность предприятия, а также были повышены оклады и тарифные ставки работников предприятия, что объясняет рост налога на доходы с физических лиц.
Увеличение наблюдается по каждому виду налога, уплачиваемого предприятием в бюджет. В частности, в 2007 году рост налога на прибыль составил 27 тыс. руб., налога на добавленную стоимость – 33467 тыс. руб., налога на доходы физических лиц – 1170 тыс. руб., по прочим налогам увеличение составило 164 тыс. руб.
Для большей наглядности динамику рассмотренных налогов ОАО «АЛНАС» представим графически (рис. 1.).
Рис. 1. Динамика налогов, уплаченных ОАО «АЛНАС»
за 2007-2009 гг.
В таблице 2 представлен анализ структурных изменений налогов, уплачиваемых ОАО «АЛНАС» за 2007-2009гг.
Таблица 2.
Анализ структурных изменений налогов, уплачиваемых
ОАО «АЛНАС» за 2007-2009 гг.
Показатель | 2007 год | 2008год | 2009 год | Абсолютное
изменение |
Темп роста, % | ||
2009 к 2008 | 2007 к 2009 | 2009 к 2008 | 2007 к 2009 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Налог на прибыль | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,01 | -0,01 | 108,69 | 96,31 |
НДС | 84,59 | 85,64 | 86,46 | 1,06 | 0,82 | 101,25 | 100,96 |
НДФЛ | 7,91 | 7,80 | 7,45 | -0,11 | -0,35 | 98,63 | 95,54 |
Прочие налоги | 7,38 | 6,42 | 5,95 | -0,96 | -0,47 | 87,00 | 92,75 |
Итого | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | 100,00 | 100,00 |
Как видно из представленных в таблице 6 данных, изменения в структуре уплачиваемых налогов ОАО «АЛНАС» в 2007-2009 гг. незначительны (в пределах 1%).
Таким
образом, анализ показателей налоговой
отчетности предприятия ОАО «АЛНАС» показал,
что общая сумма налогов, уплачиваемых
предприятием в бюджет, за анализируемый
период увеличилась на 62365 тыс. руб., в том
числе в 2009 году на сумму 27537 тыс. руб. и
в 2007 году на сумму 34828 тыс. руб. Данное
изменение объясняется увеличением налогооблагаемой
базы ОАО «АЛНАС» за 2008-2007гг. За анализируемый
период в ОАО «АЛНАС» увеличилась выручка
от реализации товаров, оказанных услуг,
выполненных работ. В связи с чем увеличивается
сумма налога на добавленную стоимость,
начисленная с оборотов по реализации
продукции, работ и услуг. Соответственно
увеличивается налогооблагаемая база
по налогу на прибыль. За анализируемый
период возросла численность предприятия,
а также были повышены оклады и тарифные
ставки работников предприятия, что объясняет
рост налога на доходы с физических лиц.
Увеличение наблюдается по каждому
виду налога, уплачиваемого предприятием
в бюджет. В частности, в 2007 году рост налога
на прибыль составил 27 тыс. руб., налога
на добавленную стоимость – 33467 тыс. руб.,
налога на доходы физических лиц – 1170
тыс. руб., по прочим налогам увеличение
составило 164 тыс. руб.
2.2.
Анализ процедур налогового
контроля предприятия
На
Прово
Таблица 3.
Данные по проведенным налоговым проверкам и выявленным нарушениям, по предприятию ОАО «АЛНАС» в 2008-2007 гг.
Наименование | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего проверок | 4 | 5 | 7 |
Выявленные нарушения | 2 | 3 | 1 |
По выявленным нарушениям отмечается увеличение выявленных нарушений на 1 единицу в 2007 г. по сравнению с 2008 г, и снижение выявленных нарушений на 2 единицы в 2007 г. по сравнению с 2009 г. По выявленным нарушением по предприятию ОАО «АЛНАС» наблюдается 100% устранение.
По
результатам проведенных
Таким
образом, рассмотрев контроль налоговых
органов за взиманием имущественных налогов
с организаций необходимо отметить, что
налоговые проверки являются одной из
форм налогового контроля. Главной целью
налогового контроля является создание
совершенной системы налогообложения
и достижение такого уровня исполнительности
(налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков,
налоговых агентов и иных лиц, при которых
исключается нарушение налогового законодательства
или их число незначительно. Несмотря
на огромное количество поправок, внесенных
в законодательные акты, объем вопросов
по исчислению и уплате налога на имущество
организаций не уменьшается. Предметом
налогового контроля, в первую очередь,
является своевременность и полнота исполнения
налогоплательщиками своих налоговых
обязанностей по отношению к государству
или муниципальному образованию. При проверке
правильности исчисления и уплаты налога
на имущество предприятий следует руководствоваться
нормами НК РФ.
2.3.
Анализ результатов
налогового контроля
В таблице 4 представлены данные доначисленных сумм и сумм пеней и штрафов по имущественным налогам по результатам проверок ОАО «АЛНАС» МРИ ФНС России № 16 по РТ за период 2007-2009 гг.
Таблица 4.
Доначисленные суммы и сумм пеней и штрафов по имущественным налогам по результатам проверок по ОАО «АЛНАС» МРИ ФНС России № 16 по РТ за период 2007-2009 гг.
(руб.)
Доходы | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г
к 2007 г. % |
2009г к 2007 г.% |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Доначисленные суммы | 346 265 | 462 132 | 289 612 | 33 | -62 |
Штрафы и пени | 52 352 | 101 000 | 62 154 | 92 | 15 |
Итого | 398 617 | 563 132 | 351 766 | 41 | -62 |