Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение действующей системы и формы налогового контроля.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы осуществления налогового контроля
-проанализировать налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;
-рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.
Введение 3
1. Теоретические основы осуществления налогового контроля 5
1.1. Понятие и значение налогового контроля 5
1.2. Формы налогового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база регулирующая порядок
осуществления налогового контроля 14
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 17
2.1. Анализ налогов уплачиваемых предприятием 17
2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия 20
2.3. Анализ результатов налогового контроля 22
3.Пути совершенствования налогового контроля 25
3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля 25
3.2. Реформирование налогового контроля 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 39
Таким
образом, контроль за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации,
является одной из главных задач налоговых
органов. Основной целью налогового контроля
является проверка и сопоставление данных
налоговой отчетности предприятия и данных,
полученных проверяющими.
1.2.
Формы налогового контроля
Существует три формы налогового контроля в зависимости от времени проведения:
-предварительный;
-текущий;
-последующий налоговый контроль [22, С. 15].
Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по налоговым вопросам. Например, в процессе определения объема поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы на планируемый год посредством налогов или в процессе определения авансовых платежей по налогам. Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по налоговым вопросам, а также в процессе планирования и прогнозирования налоговых поступлений. С его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, эта форма позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов, налоговый контроль должен способствовать выбору наиболее целесообразных и экономичных решений.
Текущий налоговый контроль - это контроль за оперативной текущей деятельностью. Он состоит в регулярной проверке соблюдения налоговой дисциплины, то есть соблюдении налоговых норм и нормативов, и прежде всего установленных показателей по платежам в бюджет и негосударственные фонды. Этот вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования доходов бюджета и исполнения налоговых обязательств юридическими ифизическими лицами. Эта форма налогового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом.
Последующий налоговый контроль - это контроль за финансовыми результатами деятельности. Он обычно проводится либо по наступлении определенного периода времени, либо по завершении определенных этапов деятельности. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий налоговый контроль взаимосвязан с предварительным контролем. Последующий контроль - это база для анализа и оценки эффективности использования норм и нормативов.
В зависимости от субъектов, осуществляющих налоговый контроль, различают:
-государственный налоговый контроль;
-внутрихозяйственный налоговый контроль;
-независимый налоговый контроль [12, С. 32].
Государственный налоговый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный налоговый контроль осуществляется органами государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственного предприятия или учреждения.
Внутрихозяйственный налоговый контроль - первичный контроль, осуществляемый на уровне бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.
Независимый аудиторский налоговый контроль - негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм и аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Минфина РФ. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за правильность исчисления налогов, если нарушения будут позже установлены проверкой налоговых инспекций.
По срокам различают: оперативный и периодический контроль. Оперативный контроль - это проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные. Периодический контроль - проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.
По источникам выделяют: документальный и фактический контроль. Документальный контроль - проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов. Фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки [18, С. 10].
По методам проведения налогового контроля, то есть приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения налоговой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, но в отличие от проверок проводится по более широкому кругу показателей.
Анализ осуществляется по периодической и годовой отчетности, выявляется соблюдение различных норм, налоговая дисциплина.
Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью установления ее законности.
Налоговая проверка включает в себя осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты налоговых платежей в бюджет.
Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объекты налоговых проверок - денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Достоверность фактов хозяйственной деятельности предприятий может быть установлена:
-путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
-путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента [28, С. 9].
Налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная проверка - это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Срок такой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Выездная налоговая проверка является формой налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Цель проведения выездных налоговых проверок - контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
В новой редакции ст. 89 Налогового кодекса РФ уточнено, что выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная
выездная налоговая проверка филиала
или представительства
Таким
образом, существует несколько видов налогового
контроля: предварительный, текущий, последующий.
Они различаются по временному критерию.
Выбор конкретного вида зависит от уровня
развития налоговой системы и общей организации
контроля. В России в настоящее время преобладает
последующий налоговый контроль. Формы
налогового контроля: наблюдение, проверка,
обследование, анализ, ревизия. Круг субъектов
налогового контроля ограничен должностными
лицами налоговых органов. Объект налогового
контроля - отношения, связанные с исчислением
и уплатой налогов и сборов.
1.3.
Нормативно-правовая
база регулирующая
порядок осуществления
налогового контроля
В настоящее время Налоговый Кодекс Российской Федерации, предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной уплате налогов, которая закреплена на самом «высшем уровне» - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ. Так, в статье 57 Конституции РФ указано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги».
Налоговый Кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 1 установил принцип правового приоритета (верховенства) Налогового Кодекса Российской Федерации в системе законодательства о налогах и сборах. Т.е. Налоговый Кодекс Российской Федерации имеет безусловный приоритет не только перед региональными и местными нормативно-правовыми актами о налогообложении, но и перед иными федеральными законами о налогах и сборах. О таком приоритете свидетельствует, в частности, положение п. 1 ст. 1 НК РФ о «принятых в соответствии с ним» (т.е. НК РФ) федеральных законах. Таким образом, все федеральные законы, принятые не «в соответствии с НК РФ», не могут регулировать налоговые отношения, так как не входят в состав законодательства РФ о налогах и сборах [12, С. 79].
Данное положение представляется обоснованным, так как НК РФ, как кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений, является наиболее предпочтительной формой налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения.
В п. 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание НК РФ, которое определено в 7 подпунктах данного пункта, а также установлено, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в РФ могут быть установлены только НК РФ.
Данные положения соответствуют ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ, согласно которым в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения и сборов находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Таким образом, из п. 2 ст. 1 НК РФ непосредственно следует, что актом, который определяет и устанавливает самые важные правовые элементы российской налоговой системы, может выступать только сам НК РФ. Принятие других федеральных законов по этим вопросам недопустимо.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах является неотъемлемой частью всей системы российского законодательства о налогах и сборах. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах характеризуется двумя важными признаками:
1)
состоит не только из