Роль налогов в формировании бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налогов
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5
1.2 Классификация и функции налогов ………………………...10
2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
3 Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования …………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КурсоваяРоль налогов (окончательный вариант).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

 

2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района

 

Федеральный характер Российского государства, включающего 83 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов РФ, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укрепление финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых поступлений, аккумулируемых в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами: региональными (субъектов РФ) и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней  и единство бюджетной системы  страны обеспечиваются  посредством налоговой политики. Одна группа федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. По трем федеральным налогам: гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Федеральные налоги другой группы, а именно НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и предприятий, налог на доходы физических лиц, являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются в непосредственно региональные бюджеты, ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлены следующие ставки поступлений в федеральный бюджет от регулирующих налогов:

  • 11% от налога на прибыль;
  • 1% от налога на доходы физических лиц;
  • 100% доходов от налога на добавленную стоимость;
  • 60% доходов от акцизов на этиловый спирт, спирт питьевой.

Субъекты  РФ, исходя их утвержденных ставок и  нормативов отчислений по регулирующим налогам, устанавливают порядок  их распределения в региональный и местные бюджеты.

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета  формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу составляют налоги, которые используются исключительно  для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа – налоги, перечисляемые в краевой  и федеральный бюджет. Так в Каневском районе в 2010 году в результате сбора таких налогов, как налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, единый налог по УСН, ЕСХН, земельный, имущественный, транспортный налог в районный бюджет поступило 493, 696 млн. рублей. В краевой бюджет было перечислено 454, 248 млн. рублей.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Они отдают землю  в аренду, иногда ее продают, предоставляют  населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть  бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ). Значительный процент в бюджете составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте.

Средства  от указанных источников зачисляются  непосредственно в муниципальный  бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами муниципального бюджета.

Основой доходной части любого местного бюджета  всегда являются собственные доходы:

а) местные  налоги и сборы; другие местные доходы;

б) часть  федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами  в фиксированных долях на постоянной основе.

Сумма превышения доходов над расходами муниципального бюджета по результатам отчетного  года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации. Органы государственной  власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета, за исключением случаев  целевого финансирования через муниципальный  бюджет планов и программ, реализуемых  на территории муниципального образования.

Расходование  дотируемых средств подконтрольно  органам государственной власти.

Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная  дотация местному бюджету. Их различие заключается в том, что субсидия – это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право  использовать ее по своему усмотрению, а субвенция – это дотация  специального назначения, ее можно  использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания, школы). Доля субсидий в доходах местных  бюджетов составляет от 20 до 40%.

В целом в бюджет Каневского района поступило 620 млн. рублей от сбора собственных доходов, из них налоговых поступлений 493, 696 млн. рублей (рис. 4).

Рис. 4 Поступления в бюджет Каневского района за 2010г.

Из диаграммы мы видим, что главную  роль в формировании бюджета Каневского района играют именно налоговые поступления. Индикативные показатели администрируемых поступлений налогов в бюджет муниципального образования Каневской район по видам налогов исполнены на 102,2%, из них:

 

Рис. 4  Поступления налогов в бюджет Каневского района

 

В целом за исследуемый период наблюдается  положительная динамика поступления  налогов в местный бюджет. Не обеспечен рост к соответствующему периоду прошлого года по ЕСХН и налогу на прибыль.

В 2010 году основная доля налоговых поступлений приходится на НДФЛ – 62%; налог на землю составляет – 15%, ЕНВД – 5,7%, налог на прибыль – 0,47%.

От поступлений налогов в  бюджет всех уровней  зависит реализация общенациональных экономических, социальных, инвестиционных программ, призванных повышать уровень и качество жизни  граждан России.

Благодаря собранным средствам, а  также отчислениям из федерального и краевого бюджетов произошло следующее распределение бюджетных средств:

 

    • 65% (650 млн. рублей) выделено на образование
    • 12% (122 млн. рублей) на здравоохранение и спорт
    • 10% (90 млн. рублей) на общегосударственные вопросы
    • 13% - прочие расходы

Таким образом, местный бюджет формируется за счет сбора собственных средств и перечислений из краевого и федерального бюджета. Налоговые поступления играют важнейшую роль в формировании бюджета, так как занимают большую часть в его структуре.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования

 

В настоящее  время в России в сфере налогообложения  сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая  культура общества, недоверие граждан  и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как  данные о росте правонарушений и  преступлений, связанных с сокрытием  доходов от налогообложения, так  и результаты многочисленных социологических  исследований. Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный  для российской экономики характер, так как связанны с «отмыванием» капиталов,  добытых преступным путем, утечкой валютный средств за рубеж. Для повышения собираемости налогов необходимо принять ряд следующих мер:

 

  1. Главная цель – обеспечить контроль над своевременной уплатой налогов в бюджет, не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков. Налоговая культура закладывается с детства, поэтому с понятиями «налог» и «налогообложение» учащиеся должны знакомиться со школьной скамьи. Работникам налоговой инспекции вместе с педагогами учебных заведений необходимо проводить дни налоговых знаний, подготавливать методические материалы для проведения занятий с учащимися средних и старших классов. Дни налоговых знаний – повышение налоговой грамотности.
  2. Повышать  качество и эффективность налоговых служб, внедряя новые передовые технологии, в результате чего обеспечивать доходы всех уровней бюджета в полном объеме; расширять электронный документооборот, повышать эффективность и контроль работы, побуждая налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы. Одним из резервов повышения качества контрольной работы является эффективное использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. На сегодняшний день информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирование и даже ошибки. Должны получить развитие возмещенные электронные сервисы, направленные на повышение открытость и упрощение налоговых процедур. Необходимо привлекать самых лучших юристов и самые лучшие кадры.
  3. Доля дохода от имущественных налогов не слишком велика, но является более устойчивым источником дохода (в РФ около 7%, на региональном уровне - до 14%, в муниципальных образованиях - до 18%). Улучшение собираемости имущественного налога можно обеспечить при формировании единой системе государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
  4. На объем поступлений НДФЛ и страховых взносов влияет уровень зарплат и выплат в конвертах. Необходимо создавать телефоны горячей линии, которыми могли бы воспользоваться работники предприятий по вопросам выплаты заработной платы; а также комиссии при налоговых органах, которые в тесном взаимодействии с межведомственными комиссиями при муниципальных образованиях, трудовыми комиссиями, с органами прокуратуры, осуществляли контроль по выплатам доходов работникам предприятий. Так же комплексные проверки позволят выявить «серые зарплатные схемы».
  5. Обеспечить оперативный доступ налоговой службе к информации о движении денежных средств по счетам предприятий. При работе с банками в запрашиваемом режиме теряется много времени и неэффективно используются ресурсы как налоговой службы, так и банковских работников. До тех пор, пока у налоговиков не будет оперативного доступа к банковским проводкам, бесполезно говорить об обеспечении полноты сбора налогов.
  6. В налоговой системе вести открытый диалог с налогоплательщиками, цель которого – предупредить правонарушения, а не наказывать за них. Важная роль в этом диалоге отводится СМИ, которые информируют своих читателей об изменениях в налоговом законодательстве.

Разграничение налогов (налоговых полномочий) и  доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на следующих принципах:

  1. стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;
  2. собственные доходы бюджетов каждого уровня должны стать основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  3. налоговые полномочия органов власти местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие муниципальные образования;
  4. разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами и муниципальными образованиями) бюджетное выравнивание;
  5. каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня (при одновременном упорядочивании бюджетного устройства субъектов Российской Федерации и механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований);
  6. часть доходов от регулирующих налогов может (в установленных федеральным законодательством случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.), учитывающих местные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По ныне действующей Конституции  Российской Федерации "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Поэтому проблема достаточного финансового  обеспечения низовой власти была и остается кардинальной, и, с точки зрения организации и развития муниципальной власти, и особенно в плане формирования главного правового документа в рамках муниципального строя - местного бюджета.

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета РФ