Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.
Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налогов
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5
1.2 Классификация и функции налогов ………………………...10
2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
3 Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования …………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..30
Введение
Система налогообложения является
противоречивой, неоднозначной и
многофункциональной
Все население
России проживает на территории тех
или иных муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации предоставила
органам государственной власти субъектов
РФ и органам местного самоуправления
определенные права и полномочия на подведомственной
им территории и возложила на них соответствующие
обязанности и ответственность. Муниципалитеты
обязаны в полном объеме решать вопросы
местного значения. Реализация законодательно
закрепленного права каждого административно-
Местное самоуправление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.
Местные
налоги и сборы наиболее приемлемы
для органов управления потому, что
их администрирование, в отличие
от других источников доходов, находится
в исключительной компетенции соответствующего
органа. Этот орган уполномочен решать,
в какие сроки и в каких
размерах получать эти доходы и получать
ли их вообще. Обеспечение реальной
независимости нецентральных
Таким образом, можно сделать неутешительный вывод: на местном уровне существует проблема недостаточности собственных доходов. Следовательно, тема курсовой работы является своевременной и актуальной.
Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.
Работа выполнена с
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, 24 источника, в том числе журналы и интернет-ресурсы.
Глава 1. Теоретические основы налогов.
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе.
Государство, выражая интересы общества
в различных сферах жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую
политику – экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и
др. При этом в качестве взаимодействия
объекта и субъекта государственного
регулирования социально-
Финансово-бюджетная система
На протяжении многих столетий определение
самого понятия «налог» строилось
на основании различных теорий налогообложения.
Теоретики финансовой науки, исследуя
проблемы налогообложения, на одно из
первых мест всегда ставили именно
определение налога. Налог –
это обязательный, индивидуально
безвозмездный, относительно регулярный
и законодательно установленный
государством платеж, уплачиваемый организациями
и физическими лицами в целях
финансового обеспечения
Как отмечают В. Г. Пансков и В. Г. Князев, отличительной чертой налога является наличие в нем признаков, схематично представленных на рис. 1.
Рис. 1 Признаки налога
Признак императивности налога свидетельствует об обязанности безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству (налог является обязательным платежом). В данной интерпретации это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налоговых платежей в государственный бюджет. Кроме того, налогоплательщик не вправе распоряжаться как собственностью той частью стоимости, которая подлежит внесению в бюджет государства.
Индивидуальная безвозмездность налога является признаком, означающим отсутствие права налогоплательщика при внесении им налоговых платежей на эквивалентную выгоду от государства, что отличает налоги от других сборов и платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц и, поэтому, не являющихся налогом.
Законность налога предусматривает его установление и взимание в порядке, определенном законодательством данного государства. В России это определенно ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»
Такой признак налога, как абстрактность, предполагает поступление финансовых ресурсов в виде налоговых платежей на нужды всего государства, а затем их последующее распределение по видам расходов, являющихся наиболее приоритетными для каждой экономической формации. При этом образуется централизованный фонд денежных средств, так называемый, - бюджетный фонд. С помощью такого инструмента как государственная финансовая и социальная политика определяются важнейшие направления и масштабы использования указанного фонда.
Признак относительной регулярности выражается в периодической уплате налога в установленном законе сроки.
Можно выделить три фактора, совокупность
которых определяет экономическую
сущность и социальную роль налогов
в современном обществе и формирование
налоговых отношений как
Отсутствие любого из этих факторов делает налогообложение излишним бременем для экономики.
Теперь рассмотрим основные элементы, составляющие категорию «налог». Элементы юридического состава налога определяются как исходные функциональные единицы, составляющие в своей совокупности юридическую и экономическую структуру налогового платежа, причем среди них выделяется минимально необходимое количество, обеспечивающее абсолютную определенность налогового обязательства.
Элементы состава налога, необходимые в первую очередь для обеспечения определенности налогового обязательства, называются существенными (обязательными), а не оказывающие существенного влияния на степень определенности налогового обязательства – факультативными (они обычно уточняют (корректируют) налоговое обязательство).
К существенным элементам налога относятся: субъект налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки внесения налогового платежа в бюджет.
К факультативным элементам налога
относятся: налоговые льготы и преференции,
ответственность за нарушение налогового
законодательства, установление порядка
принудительного взыскания
Субъект налогообложения (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложена обязанность по уплате налоговых платежей в бюджет. В данном случае необходимо различать понятие субъекта налогообложения от понятия носителя налога. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога.
Классификация субъектов налогообложения основана на особенностях их экономической деятельности вне зависимости от гражданства или каких-либо других признаков. С этой точки зрения все субъекты налогообложения подразделяются на следующие категории, отличающиеся по условиям и формам ведения хозяйственной деятельности: физические лица и юридические лица (рис. 2).
Рис.2 Субъекты налогообложения
Объектом налогообложения признаются:
Налоговой базой называется стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода и определяется на основе данных бухгалтерского учета или других документально подтвержденных данных об объекте налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговым периодом называется календарный год или иной промежуток времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
1.2 Классификация и функции налогов.
Классификация (или подразделение
на группы) изучаемых наукой явлений
позволяет свести все их разнообразие
к небольшому числу групп. То же самое
относится и к финансовой науке,
которая, используя те или иные признаки,
разработала классификацию
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в ХVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связанны с расходами и перелагаются на потребителя.