Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.
Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налогов
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5
1.2 Классификация и функции налогов ………………………...10
2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
3 Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования …………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30
Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из доходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, налоги на доход физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц.
Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина; налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж и др.
Разделение единого бюджета на соответствующие уровни (федеральный, региональный и местный) в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням: федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории государства, региональные – Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся Налоговым кодексом РФ и специальными нормативно правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов – подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория.
Далее перейдем к рассмотрению функций налогов. Выделяют четыре основополагающие функции налогов: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.
Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет – является основной функцией налогообложения. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранительных и других функций.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений. Налоги позволяют перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью огранизаций и граждан, а также за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Глава 2. Анализ бюджетной системы РФ
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Новый бюджетный
кодекс РФ определяет бюджет как форму
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления. Таким
образом, государственный бюджет, являясь
для государства средством
Кардинальные изменения в
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень –
федеральный бюджет Российской
Федерации и бюджеты
- второй уровень – бюджеты субъектов РФ (83 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Отсюда видно, бюджетное
устройство РФ определяется ее
государственным федеративным
Консолидированный бюджет
Государственный бюджет –
крупный денежный фонд, который
использует правительство для
финансирования своей
В силу своего особого положения
бюджет взаимодействует с другими
звеньями финансовой системы, оказывая
им при необходимости «помощь». Она
производится, как правило, путем
передачи денежных средств из центрального
государственного фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий и специальным
Государственный бюджет состоит из
двух взаимосвязанных и
В каждой стране структура бюджета
имеет свои особенности. Она определяется
экономическим потенциалом
Источниками государственного бюджета являются:
- Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.
- Государственные займы.
Осуществляются они с помощью
выпуска и реализации
- Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходам нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.
Налоговые доходы
- налог на прибыль предприятий и организаций;
- специальный налог с
- налог на добавленную
- акцизы;
- лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение
алкогольной продукции
- платежи за пользование
- ввозные таможенные пошлины;
- подоходный налог с физических лиц;
- другие налоги, сборы и пошлины.
Самые собираемые налоги в бюджет – НДС, НДФЛ, имущественные налоги, налоги на прибыль.
В 2009 году соотношение налогов в государственном бюджете было следующим:
Рис. 3 Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009г.
Неналоговые доходы
- доходы от имущества,
собственности
- доходы, поступающие от
- другие неналоговые доходы.
Доходы целевых бюджетных
Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.
Расходы бюджета могут
Из федерального бюджета Российской
Федерации финансируются
- содержание органов
- осуществление экономической деятельности РФ;
- оборона и обеспечение
- обустройство государственной границы;
- финансирование
- образование государственных
материальных и финансовых
- регулирование финансового
- погашение и обслуживание
- другие расходы,
Расходы бюджета включают: государственное управление, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, федеральную судебную систему, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика, развитие рыночной инфраструктуры, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, образование, культуру и искусство, обслуживание государственного долга.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной.
Если доходная часть бюджета меньше расходной - это называется бюджетным дефицитом.
Последние годы Федеральный бюджет
принимается с профицитом, т.е. с
превышением доходов над