Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность налогов и сборов уплачиваемых физическими лицами и их место в формирование бюджета.
2. Анализ порядка налогообложения физических лиц Республики Узбекистан.
3. Зарубежный опыт по увеличению поступлений налогов и сборов с физических лиц.
4.Пути совершенствования налогов и сборов с физических лиц в Республики Узбекистан.
Заключение .
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 189.43 Кб (Скачать)

 

 

 


 

 


 


 


 

 



 


 



 


 

        




 

 

 

Так, в 2011 году совокупное налоговое  бремя по сравнению с 1991 годом  снизилось почти в 2 раза – с 41,2 до 22 процентов к ВВП6.

Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в 2011 году с 6 до 5 процентов ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий налог на прибыль юридических лиц снизили ставку на 9%, что позволило направить около 80,3 миллиарда сумов высвободившихся средств, в первую очередь, на технологическое обновление производства и внедрение новой современной техники.В истекшем году большое внимание уделялось проведению активной инвестиционной политики, направленной на ускорение модернизации, технического и технологического перевооружения действующих и создание новых, современных, высокотехнологичных производств. 2011 году были освоены капитальные вложения за счет всех источников финансирования на сумму свыше 10,8 миллиарда долларов, что на 11,2 процента больше, чем в 2010 году. Доля инвестиций в ВВП составила 23,9 процента, что свидетельствует о высокой активности инвестиционного процесса в стране.

Можно увидеть с других таблиц сокращение налогового бремени и повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов .

Рисунок № 1 Сокращение налогового бремени и рост ВВП в %7

Вместе с тем поступление налогов  доходную часть в формирование бюджет в Республики Узбекистан 2000 году налоговое бремя 37,4%, 2011 году снизилась на 20,9%

Следует отметить, что темп роста ВВП в истекшем году, как  и ожидалось, фактически составил 8,3%, а за период 2000-2011 годы объемы ВВП  увеличились в 2,1 раза, и по этому  показателю Узбекистан находится среди  наиболее динамично развивающихся  экономики мира.

Местные налоги и сборы  оказывают регулирующее влияние  на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику.

2. Анализ порядка  налогообложения физических лиц  Республики Узбекистан.

Анализ основных результатов реализации задач налоговой  политики государства в Республике Узбекистан за последние годы свидетельствует  о возросшей доле косвенных налогов  и снижении прямых налогов в структуре  доходов государственного бюджета, что характеризует процесс переноса налогового бремени с производителя  на потребителя, способствует росту  объемов производства, расширению налогооблагаемой базы, а, следовательно, росту поступлений  в бюджет.

Таблица 2

Доля местных  и общегосударственных  налогов( полностью зачисляемых  в местные бюджеты) в доходах  местных бюджетов Республики Узбекистан, %.8

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Удельный вес  местных налогов в доходах  местных бюджетов, всего

26,3

35

35,5

В т. ч.: - налог на имущество юридических лиц

4,5

6,1

5,0

 

- налог на имущество физических лиц

0,9

1,0

1,0

 

- земельный налог

7,1

7,0

7,7

 

- налог на развитие  инфраструктуры

1,7

2,4

2,1

 

- плата за воду

0,7

1,0

1,0

 

- госпошлина

0,9

1,0

0,9

 

- единый налоговый платеж

0

2,1

3,3

 

- от индивидуальной предпринимательской деятельности

2,4

3,6

4,7

 

- другие местные налоги

4,5

6,1

5,0


 

 

Как видно из таблицы существенные поступления в местные бюджеты  обеспечивают налог  на имущество  и земельный налог, от  индивидуальной предпринимательской деятельности.

Удельный вес земельного налога с сравнением предыдущими  годами составляет 7,7% а налог на имущества юридических лиц составляет 5,0 %, от индивидуальной предпринимательской деятельности 4,7%  это значит что доля  местных налогов  увеличивается и доход местных бюджет показывает темп роста.    

Местные налоги и сборы  уплачиваемых с физическими лицами вводятся законодательными актами Республики Узбекистан и взимаются на всей территории республики. Размеры ставок этих налогов устанавливаются Кабинетом Министров.

В Республики Узбекистан унифицировали ставки налога и произошли изменение в налогооблагаемой базе.

Таблица 7

Динамика изменение  налоговых ставок в Республики Узбекистан , (%)9

Наименование налогов  и сборов

2008

год

2009

Год

2010

год

2011

год

2012

год

1

Налог на доход физических лиц

13,

18,

  25

12,

 17,

22

11,

17,

22

10,

16,

22

9,

16,

22

2

Налог на имущества физических лиц 

0,5

0,5

0,5

0,75,

0,9,

1,13

0,9,

1,1,

1,35

3

 Земельный налог

2,8

3,5

5

6

6

4

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

8

8

8

8

 

8

5

Пенсионный фонд

 

2,5

 

3,5

 

4,0

 

4,5

 

5,5


 

С этой таблицы мы можем  увидеть   что ставка налог на доход физических лиц понизился на 2,7%, земельный налог 1,2%,  налог на имущества юридических лиц на 1,1%, и т п , в течение десять лет были изменение в налогообложение.

Предельные  ставки местных налогов и сборов в 2012 году10

Приложение  № 21 к Постановлению Президента РУз от 30.12.2011 г. № ПП-1675

Виды налогов и сборов

 Предельные ставки

1

Налог на благоустройство  и развитие социальной инфраструктуры

8% от чистой прибыли

2

Налог с физических лиц  на потребление:*

 
 

бензина, дизельного топлива  для транспортных средств

200 сум. за 1 литр

 

сжиженного газа для транспортных средств

165 сум. за 1 литр

 

сжатого газа для транспортных средств

200 сум. за 1 куб.метр

3

Сбор за право розничной  торговли отдельными видами товаров**:

 
 

алкогольной продукцией

5 минимальных заработных  плат за 1 месяц торговли

 

изделиями из драгоценных  металлов и драгоценных камней

3,5 минимальной заработной  платы за 1 месяц торговли

4

Сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств***

8 минимальных заработных  плат за каждый месяц


*) Размеры указанных  ставок являются едиными на  всей территории Республики Узбекистан. Конкретный размер ставки налога  определяется Кабинетом Министров  Республики Узбекистан по предложению  Министерства финансов Республики  Узбекистан.

При реализации бензина, дизельного топлива и газа через  розничную торговую сеть (автозаправки) юридическим лицам налог с  физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для  транспортных средств уплачивается в бюджет в порядке, предусмотренном  законодательством, и учитывается  в цене реализации.

**) Сбор поступает  на единый счет с дальнейшим  распределением средств между  бюджетом и внебюджетными (специальными) счетами хокимиятов городов и  районов, а в г.Ташкенте на  расчетный счет Департамента  торговли, сферы услуг и производства  товаров народного потребления  в порядке, установленном Министерством  финансов Республики Узбекистан.

***) Размер сбора  в г. Ташкенте не может быть  менее 5 минимальных заработных  плат, в областных центрах - 3 минимальных  заработных плат, в других населенных  пунктах - 2 минимальных заработных  плат в месяц.

Ставки налога за пользование  водными ресурсами утверждены согласно приложению N 13 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2011 года N ПП-1675.

Действовавшие в 2011 году ставки налога проиндексированы в 1,2 раза.

Н алог на доходы физических лиц.

Минимальная ставка налога на доходы физических лиц снижена  на 1 процентный пункт, а средняя  и максимальная ставки сохранены  на уровне 2011 года.

Таблица №5

Ставки налога на доходы физических лиц утверждены согласно приложению N 8 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2011 года N ПП-167511 в следующих размерах:

      Облагаемый  доход

Сумма налога

до пятикратного размера  минимальной заработной платы

9 процентов от суммы  дохода

от пяти (+1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

налог с пятикратного + 16 процентов с суммы, превышающей  пятикратный размер минимальной  заработной платы

от десятикратного (+1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

налог с десятикратного + 22 процента с суммы, превышающей  десятикратный размер минимальной  заработной платы


В целях исчисления суммы налога на доходы физических лиц размер минимальной заработной платы учитывается нарастающим  итогом с начала года (сумма минимальных  заработных плат за каждый месяц соответствующего периода с начала года).Сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанная исходя из установленных ставок, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму обязательных ежемесячных  взносов, перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета  граждан, исчисляемых в размере 1 процента от доходов, подлежащих обложению  налогом на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения  являются доходы физических лиц:

резидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан и за ее пределами;

нерезидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан.

Не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц доходы от индивидуальной предпринимательской  деятельности, которые облагаются фиксированным  налогом.

Налогооблагаемая база определяется исходя из совокупного дохода за вычетом  доходов, освобожденных от налогообложения  в соответствии со статьями 179 и 180 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налогооблагаемую базу.

Доходы физического лица, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в национальную валюту по курсу Центрального банка  Республики Узбекистан, установленному на дату фактического получения доходов.

Налоговым периодом является календарный год.

 

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан  «О МЕРАХ ПО КАРДИНАЛЬНОМУ СОКРАЩЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОЙ, НАЛОГОВОЙ, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР»  от  16 июля 2012 г, № УП- 4453

 

Перечень 4 форм налоговой отчетности, по которым с 1 января 2013 года сокращается периодичность их представления юридическими лицами с ежеквартального на раз в год12.

    • Расшифровка начисленных доходов физическим лицам;
    • Расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения;
    • Расчет налога за пользование водными ресурсами;
    • Расчет налога на имущество юридических лиц.
  • Расчет налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств. С 1 января 2013 года сокращается периодичность их представления физическими лицами с ежемесячного на ежеквартальный.

 

Заработная плата в  целом по республике возросла в прошлом  году на 20,2 процента, а работников бюджетных  организаций, пенсии, пособия и стипендии  – на 26,5 процента. Реальные доходы населения  увеличились за год на 23,1 процента. При этом более 47 процентов совокупных доходов населения составляют доходы, получаемые от предпринимательской  деятельности13.

Информация о работе Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета