Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность налогов и сборов уплачиваемых физическими лицами и их место в формирование бюджета.
2. Анализ порядка налогообложения физических лиц Республики Узбекистан.
3. Зарубежный опыт по увеличению поступлений налогов и сборов с физических лиц.
4.Пути совершенствования налогов и сборов с физических лиц в Республики Узбекистан.
Заключение .
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 189.43 Кб (Скачать)

 Курсовая работа

СТ-96 группа Азизова Саодат

 

Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета

Введение

1 Экономическая сущность  налогов и сборов  уплачиваемых  физическими лицами  и их место  в формирование бюджета.

2. Анализ порядка налогообложения  физических лиц Республики Узбекистан.

3. Зарубежный  опыт по увеличению поступлений налогов и сборов с физических лиц.

4.Пути совершенствования  налогов и сборов с физических  лиц в Республики Узбекистан.

Заключение .

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.Мировой  опыт и  практика показывают, что  свыше 70 % доходов государственной  казны составляют налоги.

В своём Докладе Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год1.

Особа подчеркнул  дальнейшего развития социальной сферы, неуклонного повышения доходов и уровня жизни населения страны. Уделяется особое внимание повышения реальных доходов и заработная плата в целом по республике возросла в прошлом году на 20,2 процента, а работников бюджетных организаций, пенсии, пособия и стипендии – на 26,5 процента. Реальные доходы населения увеличились за год на 23,1 процента. При этом более 47 процентов совокупных доходов населения составляют доходы, получаемые от предпринимательской деятельности.

За счет опережающего повышения  размеров оплаты труда и доходов  социально уязвимых слоев населения, предоставления им поддержки и налоговых  льгот, при общем росте доходов  населения за десять последних лет  в 8,1 раза, разрыв между группами населения  с наиболее низкими и наиболее высокими доходами, иначе говоря коэффициент  дифференциации в доходах сократился с 21,1 до 8,3 раза. Этот коэффициент является одним из самых низких среди стран  СНГ и ряда экономически развитых стран.

Было подчеркнуто, что  расходы Государственного бюджета  на социальную сферу увеличились  с 43,5% в 2000 году до 58,0% в 2011 году. В 2012 году будет увеличено финансирование социальной сферы. При этом в структуре  местных бюджетов расходы на социальную сферу и социальную поддержку  населения составят 89,5%, из которых 56,1% на образование, 21,7% на здравоохранение, 10,2% на социальные пособия семьям с  детьми и малообеспеченным семьям. Это говорит о важном значении местных бюджетов в Государственном  бюджете страны.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов  в местный бюджет. Сегодня остро  стоит вопрос о необходимости  формирования налоговых доходов.

Роль налогов в формировании доходов местного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов  (например, прямых или косвенных)  в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на доходы физических  лиц) в общей сумме доходов  бюджета;

- отдельной группы налогов  в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в  общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют  значимость налогов в формировании доходов местного бюджета в целом  и налоговых поступлений в  частности.

-конкретного налога в  общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют  значимость налогов в формировании доходов местного бюджета в целом  и налоговых поступлений в  частности.

Актуальность данной темы состоит в том, что одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Целью работы является анализ состава и структуры налогов с физических лиц , поступающих в доходную часть местного бюджета, определение перспектив увеличения  за счет поступающих в бюджет налогов.

В соответствии с целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Изучение роли и значения налогов и сборов с физических лиц.
  2. Анализ структуры и динамики налогов, поступающих в доходную часть бюджета.
  3. Пути совершенствования взимания налогов и сборов с физических лиц в Республики Узбекистан.

 

1. Экономическая  сущность  налогов и сборов  уплачиваемых физическими лицами  и их место в формирование  бюджета.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования  экономических методов руководства  общественным производством, а неэффективность  применявшихся ранее форм мобилизации  части чистого дохода предприятий  в бюджет обусловило коренное изменение  системы доходных поступлений - она  стала строиться на базе налоговых  платежей.

В настоящее время  применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Изъятие государством в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с  юридических и физических лиц  на основе специального налогового законодательтва.

Основными законодательными актами, регулирующими формирования доходов местных бюджетов являются Закон «О бюджетной системе»,  Налоговый Кодекс, «Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет местных налогов и сборов МЮ 22.03.2006 г. № 1217-1 » и ежегодно принимаемое Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан    «О Государственном бюджете Республики Узбекистан».

В соответствии с законодательством  доходы местных (областного, районного, городского) бюджетов формируются за счет:

    • местных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей;
    • общегосударственных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, направляемых в местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;
    • бюджетных дотаций, бюджетных субвенций и бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;
    • доходов от размещения, представления в пользование объектов государственной собственности в соответствии с нормативами, установленными законодательством;
    • денежных средств, перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;
    • безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;
    • в случаях, предусмотренным законодательством, части выявленных проверками скрытых или заниженных доходов предприятий, учреждений, организаций, находящихся в собственности области, района, города;
    • других доходов, не запрещенных законодательством.

 

Основная часть доходов  местных бюджетов формируется за счет налогов (местных и общегосударственных) (Таблица1).

 

Таблица 1

 

Структура доходов  местных (областных) бюджетов за 2009-2011 гг. %2

 

 

2009г.

2010 г.

2011 г.

Доходы- всего

100

100

100

В том числе:

     

Отчисления от общегосударственных (регулирующих) налогов

86,1

86,1

74,9

Местные налоги и сборы (включая  неналоговые поступления)

5,1

4,6

7,5

Дотации, субвенции

8,7

9,2

17,5


                                                                                                                                                                                                                 

В Узбекистане действует единая налоговая система. В данном случае с точки зрения распределения доходов между бюджетами весьма важным является разграничение налогов и закрепление их за определенным уровнем бюджета.

Местные налоги - это  налоги и сборы, поступающие в  доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на  подведомственной им территории.

Основная задача местных налогов - создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в  распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Республики Узбекистан предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретно. Местные налоги взимаются на всей территории Республики Узбекистан.

Согласно Налоговым Кодексом  Статья 30. Льготы по налогам и другим обязательным платежам3. Льготами по налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или) другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.

Предоставление льгот  по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти на местах в порядке, установленном  Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам и  другим обязательным платежам с момента  возникновения соответствующих  правовых оснований в течение  всего периода их действия.

В соответствии с налоговым  законодательством льготы по налогам  и другим обязательным платежам могут  предоставляться с условием направления  высвобожденных средств на определенные цели. В случае нецелевого использования  таких средств сумма нецелевого использования подлежит взысканию  в бюджет с начислением пени в  установленном порядке.

Центральный банк Республики Узбекистан, его главные управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также учреждения Центрального банка Республики Узбекистан освобождаются от уплаты налогов  и других обязательных платежей, предусмотренных  настоящим Кодексом, за исключением  единого социального платежа.

К категории местных в  республике отнесены следующие налоги и сборы4, в том числе:

  • налог за пользование водными ресурсами;
  • налог на имущество;
  • налог на доход физических лиц;
  • земельный налог;
  • налог на благоустройства и развитие инфраструктуры;
  • налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств;
  • сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров, алкогольной продукцией, изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней ;
  • сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств.
  • сбор за регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

С целью учета всех налоговых  поступлений в республике осуществляется централизованный сбор и поступление  всех налогов в республиканский  бюджет, а затем осуществляется их распределение по различным бюджетным  уровням.

 

                                                                   Схема 1

Налоги и сборы уплачиваемы физическими лицами 5

 

Информация о работе Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета