Реформирование налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Работа содержит 1 файл

Реформирование налогообложения в РК.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

    В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

    Первый  этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

    Из-за отсутствия собственного опыта в  создании налоговой системы Казахстан в основе использовал опыт соседних государств, и, прежде всего, у Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

    Она включала в себя три группы налогов:

  • общегосударственные;
  • общеобязательные местные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.
 

    Большое количество налогов, нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной  базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот  сделало налоговую систему практически  неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992 году.

      В истории развития налоговой  системы Республики Казахстан  определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были  сделаны первые конкретные шаги  на пути реформирования налоговой  системы. Изменения коснулись  двух крупных налогов: подоходного  налога с физических лиц и  налога на прибыль предприятий.  Были приняты Указы Президента  Республики Казахстан, имеющие  силу закона «О налогообложении  доходов физических лиц» и  «О налогах на прибыль и  доходы юридических лиц». С принятием  указанных законодательных актов  произошли радикальные изменения  в механизме исчисления двух  основных налогов.

    Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен  переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего  СССР, к глобальному обложению  доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

    В части юридических лиц изменения  коснулись следующих аспектов: отмена дифференциации ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.

    Впервые к числу налогоплательщиков стали  относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать  вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь  решительные меры, удельный вес налоговых  поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

    Исходя, из того в качестве основных целей  налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы  были выдвинуты:

  • Стимулирование рыночных отношений, а именно:
  • активная поддержка предпринимательства;
  • стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
  • подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
  • создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
  • Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
  • обеспечение социальной защиты малоимущих;
  • создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  • учет национальных и территориальных интересов государства;
  • стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

    В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю  налоговую систему Республики Казахстан  и приблизить ее к мировым стандартам.

    Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

    В этот период количество налогов сократилось  до 11. Они были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон  «О налогах и других обязательных платежах бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

    Задачами  второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы  Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

    Общегосударственные:

  1. Подоходный налог с юридических и физических лиц
  2. Налог на добавленную стоимость
  3. Акцизы
  4. Налог на операции с ценными бумагами
  5. Социальные платежи с недропользователей

    Местные налоги и сборы:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество юридических и физических лиц
  3. Налог на транспортные средства
  4. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц
  5. Сбор за право занятия отдельными видами деятельности
  6. Сбор с аукционных продаж

    С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных  налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. Ранее эти платежи выступали  источниками внебюджетных фондов, позже  дорожный налог и сбор на социальное обеспечение было отменены.

    Согласно  Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.

  1. Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
  2. Подоходный налог с юридических и физических лиц
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Акцизы
  5. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации
  6. Специальные платежи и налоги недропользователей
  7. Социальный налог
  8. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
  9. Земельный налог
  10. Налог на имущество юридических и физических лиц
  11. Налог на транспортные средства
  12. Единый земельный налог
  13. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц
  14. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности
  15. Сбор за аукционных продаж
  16. Сбор за право реализации товаров на рынках
  17. Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках
  18. Сбор за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях знаках обслуживания, товарных знаках.
 

    Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года).

    Основной  задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая  была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов  основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно  совершенствовать и число которых  также необходимо оптимизировать.

    В последние годы Республика Казахстан  последовательно проводит работу по совершенствованию налогового законодательства, сокращению ставок по ряду обязательных налогов и платежей в бюджет; снижению налоговой нагрузки в отдельных  приоритетных отраслях экономики и  улучшению международного сотрудничества в сфере налогового регулирования.

    С 1 января 2002 года в Республике Казахстан  действует радикально обновленная  налоговая система, базирующаяся на Налоговый Кодекс РК от 12.06.2001 №209-2 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

    Современное налоговое законодательство Республики Казахстан включает следующие основные документы:

    - Налоговый Кодекс (НК) от 12.06.2001 г.  №210-11;

    - Закон Республики Казахстан от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других  обязательных платежах в бюджет»;

    - нормативно-правовые акты Президента  РК и Правительства РК; Министерства  государственных доходов РК.

    Новый Налоговый кодекс РК укрепляет концептуальные основы налоговой системы, сформированной в прошлые годы. Отличительные  черты нового Налогового кодекса  следующие:

    - четкость и системность в регулировании  «правил игры»;

    - более справедливые условия налогообложения;

    - обеспечение налогоплательщикам  гарантий стабильности.

    Структура нового Налогового Кодекса состоит  из трех больших частей:

  1. Общая
  2. Особенная
  3. Налоговое администрирование
 

    Общая часть – «конституция» налогового законодательства. В ней четко  определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие  принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием  бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам  и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру  рынка. Данные принципиальные положения  должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.

    Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что  государство является сторонником  стабильности, и преемственности  действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения.

    В части налогового администрирования  определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний  день о четкой формулировке всех положений  и требований по данному разделу. 

    1. Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирования и тенденции  развития
 

    Согласно  Посланию Президента Республики Казахстан  «Стратегия вхождения Казахстана в  число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран мира, Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»  от 1 марта 2006 года реформирование налоговой  и таможенной политики должно стать  важным инструментом всей политики экономической  модернизации.

    Налоги  органично присущи рыночной экономике  и составляют ее неотъемлемый элемент. Казахстанская экономика ныне пребывает  в процессе совершенствования рыночных отношений.

    Налоговая система должна отвечать следующим  требованиям:

  • Стабильность налоговой системы;
  • Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
  • Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;
  • Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);
  • Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);
  • Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
  • Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
  • Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства).

Информация о работе Реформирование налогообложения в РК