Реформирование налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Работа содержит 1 файл

Реформирование налогообложения в РК.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

Введение 

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    На  Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

    С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

    В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Неуклонное  повышение роли налогов в социально-экономическом  развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени  зависит от решения все более  острых и чрезвычайно сложных  бюджетных проблем. Ведь главным  инструментом здесь во все времена  являлись и сегодня являются именно налоги.

    Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное  изменение налоговых отношений  в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой  системы с одновременным преобразованием  прежнего механизма – системы  управления налогами, представляет собой  тоже систему, причем особую – экономическую. 
 
 

  1. Понятие и  роль налогов в жизни государства
 
    1. Понятие, основные виды и функции налогов
 

    Налоги - это обязательные поступления в  сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», – подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться.

    Признаки:

  1. Это денежная форма налога;
  2. Безвозвратность, безэквивалентность налога;
  3. Определенность объекта, субъекта налогообложения, размера и срока уплаты налога;
  4. Налоги являются доходом государства (данные признаки рассматриваются с экономической точки зрения);
  5. Налог устанавливается и вводится законом;
  6. Налог-отчуждение части собственности субъекта в доход государства;
  7. Налог- обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер (данные признаки рассматриваются с юридической точки зрения).
 

    Кроме налога в системе налогообложения  есть также другие обязательные платежи  в бюджет. К ним относятся: таможенные платежи, сборы; платы; государственная пошлина.

    Классификация налогов:

1. По  объекту обложения и взаимоотношения  с государственным бюджетом:

a) Прямые налоги;

b) Косвенные налоги.

    К прямым относятся налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

    Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги (пр.: НДС, акцизы).

2. По  экономическому признаку подразделяют:

a) налоги на доходы;

b) налоги на потребление;

c) налоги на собственность;

d) налоги на капитал.

3. По  степени оценки объекта обложения: 

a) Реальные;

b) Личные.

        Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика.  

    Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог).

4. По  использованию:

a) Общие налоги;

b) Специальные.

    Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

    Специфические налоги имеют целевое назначение (например: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

4. По  органу, который взимает налоги:

a) налоги, поступающие в местный бюджет

b) общегосударственный (налоги, поступающие в республиканский бюджет) 

    В данное время на территории РК действуют 9 видов налогов.

  1. Корпоративный подоходный налог.
  2. Индивидуальный подоходный налог.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  4. Акцизы.
  5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
  6. Социальный налог.
  7. Земельный налог.
  8. Налог на транспортные средства.
  9. Налог на имущество.

        К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений (а также юридические лица, применяющие специальный налоговый режим), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

        Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся на срок до трех лет включительно (убытки по контрактам на недропользование переносятся на срок до семи лет включительно) для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.

        Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

а) адресная социальная помощь, пособия и компенсации;

б) алименты, полученные на детей и иждивенцев;

в) возмещение ущерба работнику;

г) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам  по их вкладам в банках и организациях;

д) выигрыши по лотерее в пределах 50% от минимальной  суммы з/п;

е) стипендии  и др.

        Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.

        Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также некоторые виды деятельности.

Подакцизными  товарами являются:

все виды спирта;

алкогольная продукция;

табачные  изделия;

бензин (за исключением авиационного), дизельное  топливо;

легковые  автомобили;

сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными  видами деятельности являются:

игорный бизнес;

организация и проведение лотерей.

        Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.

Не подлежат обложению акцизом:

- экспорт  подакцизных товаров;

- спирт этиловый в пределах квот: для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов, государственным медицинским учреждениям.

         Налоги и специальные платежи недропользователей состоят из: налога на сверхприбыль, налога на сырую нефть, бонусов, роялти и др.

        Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК (нефть, природный газ, уголь, подземные воды, товарные руды, драгоценные металлы, драгоценные камни, сырье для производства строительных материалов и др.).

        Плательщиками социального налога являются: юридические лица-резиденты и нерезиденты РК; индивидуальные предприниматели; частные нотариусы, адвокаты.

        Объектом налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

        Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве временного землепользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей.

        Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции, а также земли, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в десять раз.

    Плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения. Не являются плательщиками налога на транспортные средства: организации, содержащиеся только за счет гос. бюджета, участники ВОВ (по одному автотранспорту), Герои Советского Союза, Халык кахарманы, лица, удостоенные звания «Мать-героиня» и др.

    Плательщиками налога на имущество  являются физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК. 

      Функции налогов:

  1. фискальная
  2. контрольная
  3. перераспределительная (социальная);
  4. регулирующая

        Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию, которая определена самой природой налогов. Она характерна для всех государство все периоды их существования и развития. С её помощью образуются государственные бюджеты всех уровней и создаются материальные условия для существования и функционирования государства.

Информация о работе Реформирование налогообложения в РК