Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.
Фискальная функция тесно связана с контрольной и в значительной степени её обуславливает. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять её величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Сама по себе она не имеет самостоятельного характера и не может проявить себя вне взаимосвязи и взаимодействия с фискальной функцией.
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер.
По мере развития налогов стала обосновываться их регулирующая функция которая в свою очередь подразделяется на:
Регулирующая функция проявляется в воздействии
налогов на масштабы и динамику воспроизводственных
процессов. Фискальная и регулирующая
функции налогов реализуются в ходе распределения
и перераспределения ВВП. Изменение налогов
способно вызвать сокращение или расширение
платежеспособного спроса и предложения,
уменьшение или увеличение сбережений
и инвестиций.
В налоговом кодексе РК закреплены следующие принципы налогообложения, такие как:
Согласно принципу обязательности налогообложения плательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные строки.
В соответствии с принципом определенности налогообложения налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
В соответствии с принципом справедливости налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.
В соответствии с принципом гласности налогового законодательства нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
В соответствии с принципом единства налоговой
системы налоговая система Республики
Казахстан является единой на всей территории
Республики Казахстан в отношении всех
налогоплательщиков.
II.
Реформирование системы налогообложения
в Республике Казахстан
Национальная
налоговая система Казахстана представляет
собой организованную определенным
образом интегрированную
В состав данной системы входят:
• законодательная и нормативная база, регулирующие налоговые отношения;
• методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей, их разновидности, принципы налогообложения, элементы налога;
• виды и формы проведения налогового контроля (камеральный контроль налоговой отчетности, мониторинг налогоплательщиков, документальные и рейдовые налоговые проверки и другие);
•
организации, в функции которых
входит взимание налогов и других
обязательных платежей (Министерство
государственных доходов РК, налоговые
органы, финансовая полиция).
Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм.
Механизмы исчисления подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и методы контроля за их взиманием, зависят от следующих факторов:
Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.
Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.
Одной из первостепенных проблем является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой.
Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание.
В настоящее время перед страной стоит задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.
Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.
С
помощью налоговой системы
Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость порой возникает для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и т.д.
В
основе ограничивающих мер лежит
дополнительное налогообложение, отмена
налоговых льгот и
Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.
При проведении любой реформы возникает вопрос о гармоничном соотношении прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д. Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.
Говоря
о позитивных и отрицательных
сторонах косвенных налогов, нельзя
упускать из вида еще одно обстоятельство.
Акцизы, как и таможенные пошлины,
имеют не только фискальный характер.
Они активно участвую в регулировании
экономики. В частности, в создании
одинаковой для всех предпринимателей
конкурентной среды, а также в
соблюдении интересов местных
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой. Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.