Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:31, курсовая работа
В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Целью исследования является анализ периода возникновения налогов, рассмотрение истории их развития, а также современных тенденций развития налогообложения в Российской Федерации. В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарождение и историю развития налогообложения в России.
2.Проанализировать налогообложение в Российской Федерации в современный период.
В то время введение налогов осуществлялось не только на основе законов, но и подзаконных актов. Так Указом Президента РФ от 23 ноября 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»6 были дополнительно введены специальный налог с предприятия для поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Допускалось также установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством. Согласно Указу Президента РФ от 22 ноября 1993 года № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году»7, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления было предоставлено право, дополнительно устанавливать и ____________________________
6 Указ Президента РФ от 23 ноября 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» // СЗ РФ. 1993. №41. Ст.3965.
7
Указ Президента РФ от 22 ноября 1993
года № 2268 «О формировании республиканского
бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов РФ в 1994 году» // СЗ РФ. 1993. №41.
Ст.3963.
вводить без ограничений любые налоги. В результате, только к 1994 году было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» более 70 видов региональных и местных налогов. В 1995 году дополнительные налоги взимались в 66 регионах России, а в 1996 - в 75. Появлялись самые разнообразные налоги, например, на падение объемов производства, на инвестиции за пределами региона, за прогон скота и т.д.
Региональное налоготворчество в стране было отменено Указом Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1214 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»8 с 1 января 1997 года. Но, по данным проверок, на 5 мая 1997 года в 24 регионах продолжали действовать налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством.
Действовавшая с 1992 года российская налоговая система оказалась несовершенной. Она формировалась с оглядкой на зарубежные налоговые системы без учета реальных условий, складывающихся в российской экономике (в частности, не учитывался продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, денежная неустойчивость; некон- курентоспособность отечественной продукции; низкий уровень доходов граждан; сезонный характер народного хозяйства; правовой нигилизм и т.д.).
К основным недостаткам этой налоговой системы можно отнести:
•
Противоречивость и запутанность налогового
законодательства, его нестабильность
и непредсказуемость, а
также неоднократные часто
_________________________
8
Указ Президента РФ от 18 августа 1996 года
№ 1214 «Об основных положениях региональной
политики в РФ»// СЗ РФ. 1996. № 31. Ст.2386.
• Сложный порядок определения налогооблагаемой базы большинства налогов;
• Многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения. Так, в 1999 году действовало более тысячи нормативных актов и документов.
• Чрезмерно большое количество действовавших налогов в период 1994 - 1996 гг. более 100, затрудняющие расчеты налогоплательщиков;
• Несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени;
• Слишком жесткие финансовые санкции при задержке налоговых платежей;
• Значительный недобор налоговых доходов в результате массового уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением).
Отмеченные
недостатки как раз и
обусловили необходимость радикального
изменения налоговой системы и привели
к появлению Налогового кодекса РФ.
Глава 2. Современное состояние налогообложения в Российской
Федерации
2.1. Налоговая система Российской Федерации
Налоговый
кодекс Российской Федерации
в целом характеризуется более
совершенной юридической
Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом:
Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог.
Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
НДС посвящена глава 21 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи перемещением товаров через таможенную границу. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления. Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.
Акцизы - старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием _________________
9Закон РФ от 21.12.1991 года № 4057-1 «Об основах налоговой системы в РФ» // СЗ РФ. 1991. №42. Ст.4923. (Утратил силу).
рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись, прежде всего, предметы массового спроса. Акцизам посвящена глава 22 Налогового кодекса РФ. В соответствии с российским законодательством подакцизными являются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и т.д.); пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112, 5 к Вт; автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла; нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.
Налог на доходы физических лиц. Заменяют подоходный налог взимавшийся в 1992 - 2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен. Так, например, если ранее проценты по вкладам в банках (до определенного размера) , доходы, получаемые при досрочном расторжении или изменении условий договора долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного обеспечения, доходы по договорам добровольного имущественного страхования не подлежали налогообложению, то теперь любые доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им какой бы то ни было деятельности ( действия или бездействия) на территории РФ облагаются налогом. Единый социальный налог. Введен в действие с 1 января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные внебюджетные фонды.
Налог на добычу полезных ископаемых - глава 26 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Налогу на игорный бизнес посвящена глава 29 Налогового Кодекса РФ. Плательщик налога - юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе.
Наравне с уплатой налогов прослеживается уклонение от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российским законодательством налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонда около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35 - 40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги. Федеральная налоговая служба РФ так определяет основные причины уклонения предприятий от налогообложения (в порядке убывания приоритетности): тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятий, недостаточное знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.
Таким
образом, налоговая система Российской
Федерации не совсем совершенна. Необходима
рационализация налогообложения.
2.2. Рационализация налогообложения
Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических теорий и концепций; во-вторых, учитывать опыт мировой практики налогообложения; базироваться на жизненных реалиях. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.
На сегодняшний день существует достаточно много проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых учеными, государственными структурами, представителями бизнеса.
Проект 1. Усиление роли платежей за природные ресурсы. Специфика современной экономики - наличие огромных природных богатств. В связи с этим при условии существенного роста налогов за пользование природными ресурсами становится возможным снижение числа и уменьшение ставок все других налогов, следовательно, формирование предпосылок для устойчивого
экономического роста России.
По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы.
Проект 2. Перенос акцента в налогообложении на доходы физических лиц. Такой подход соответствовал бы налоговой политике развитых стран. Однако такой подход не отвечает особенностям социально-экономического положения современной России, где уровень средних доходов примерно в 20 раз ниже, чем развитых странах, и даже в 4-6 раз ниже, чем в ряде постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (например, Чехии, Венгрии, Польши, Литвы).
Проект
3. Пока преждевременно вводить налог на
доходы по государственным ценным бумагам
и любым депозитным вкладам граждан в
банках. Такая политика, после случившегося
в России «обвала» финансового рынка в
августе 1998 г. и кризиса банковской системы
неизбежно привела бы к оттоку средств
граждан из банков. Тем самым потенциальный
объем инвестиционных ресурсов был бы
существенно сужен.
налоговой политики до 2010 года
Федеральная налоговая служба России проводит большую аналитическую работу перед проведением выездных налоговых проверок, что позволяет существенно сокращать эти контрольные мероприятия и повышать их эффективность, заявил заместитель начальника Экспертного управления при Президенте РФ Станислав Воскресенский 23 ноября 2007 года на конференции "Налоговая система и перспективы развития бизнеса".
"Если
говорить по цифрам, то только
за девять месяцев текущего
года количество выездных
Говоря
о новациях последних лет, Воскресенский
отметил тенденцию к