Развитие налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Целью исследования является анализ периода возникновения налогов, рассмотрение истории их развития, а также современных тенденций развития налогообложения в Российской Федерации. В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарождение и историю развития налогообложения в России.
2.Проанализировать налогообложение в Российской Федерации в современный период.

Работа содержит 1 файл

Развитие налоговой системы в РФ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

          1.3.   Налогообложение   в   РСФСР   периода   новой

                   экономической    политики (1921 - 1930гг.) 

     В послереволюционный период, начиная  с 1917 года и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было   приостановлено,   а   податные   аппараты   полностью расформированы. В это время налоговая политика государства фактически  сводилась лишь  к принудительному  взиманию натурального сбора с крестьян. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог. В первый месяцы диктатуры пролетариата трудовая повинность была обязательна только для представителей буржуазии, вскоре принцип принудительного труда был распространен и на другие слои общества. Все трудоспособные и неработающие на этот момент женщины и мужчины от 16 до 55 лет были обязаны встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направления на любую работу по усмотрению этих отделов. Эта обязанность была провозглашена в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а позже включена и в Конституцию РСФСР 1918 года.

     С поворотом к новой экономической  политике (НЭП), провозглашенной в  марте - мае 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления  финансовой  системы  государства.   Возникла необходимость возврата отмененных фискальных институтов. Создание новой налоговой системы началось с предоставления крестьянству    права   реализации    на   рынке    излишков сельскохозяйственной  продукции,  оставшихся  после  уплаты продналога.

     В течение 1923 года была проведена реформа  обложения крестьянства и условлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверх прибыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. В этот период налоги определялись как принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично - правовыми органами в силу права верховенства, без какого - либо эквивалента со стороны государства на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей.

     Единым   сельскохозяйственным   налогом   изначально облагались лишь земли, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии - доход, полученный от хозяйства, в том числе и от подсобных  занятий,  например,  садоводства,  огородничества, пчеловодства. Налог уплачивался на основе прогрессивной шкалы ставок, при этом размер налога на каждое хозяйство определялся, исходя из полученного им совокупного годового дохода, разделенного на число его членов - едоков. Минимальный размер налога составлял 2 % при доходе на одного едока не более 20 рублей, а максимальный при доходе более 100 руб., - 25%. Хозяйства, имеющие общий доход, не превышающий 75 руб., от уплаты налога освобождались.

     Значительные   поступления   в   бюджет   обеспечивал промысловый налог. К уплате промыслового налога обязывались торговые и промышленные предприятия. Порядок уплаты налога имел много общего с аналогичным налогом, существовавшим в дореволюционной России, и также предполагал выкуп предприятиями патентов и взысканий уравнительного сбора. Предусматривалось и деление   торговых   и   промышленных   предприятий   на соответствующие разряды. Стоимость патента в зависимости от разряда составляла от 6 до 1800 руб. На подоходный налог ежегодно приходилось около 180 млн. руб. платежей. Он уплачивался гражданами, проживающими в городах и имеющими самостоятельные доходы. Такими доходами признавались средства, полученные за работу по найму и в качестве членов артелей (товариществ), а также авторские вознаграждения за литературные произведения. Если совокупный годовой доход не превышал 1 тыс. руб., то налог взимался по минимальной ставке в 0,7%, а максимальная ставка предусматривалась для доходов от 24 тыс.руб. и выше и составляла из фиксированной суммы в 7 тыс. 460 руб. + 45% с суммы превышения. От уплаты налога освобождались малоимущие слои населения с ежемесячным доходом не более 75 руб. в сельской местности и 80 руб. в городах.

     Помимо названных выше, к числу прямых налогов относились также налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и военный налог. Их доля среди доходов была незначительной. Но они хорошо использовались в качестве эффективного средства классовой борьбы. Данные налоги отличались огромными налоговыми ставками и к их уплате обязывались «состоятельные нетрудовые элементы». Например, с крупных наследств приходилось уплачивать до 75% их стоимости. Различные дискриминационные меры в налогообложении привели к общему снижению уровня налоговой способности плательщиков.

     Необходимость увеличения налоговых поступлений  привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки, пиво, мед, квас, минеральные воды, чай, кофе, сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин и смазочные масла, резиновые галоши и текстильные изделия. Данная обширность акцизного обложения определялась,  прежде  всего,  слабой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов. Одновременно с реформой налоговой системы началосьстроительство нового налогового аппарата. В 1921 году в составе Народного комиссариата финансов было создано Организационно - налоговое управление, которое позднее переименовалось в Управление налогами и государственными доходами. В 1925 году наружный налоговый надзор был возложен на финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. Уплата акцизов контролировалась  инспекторами  косвенных налогов   и   их помощниками, а сельскохозяйственного налога - волостными (районными) исполнителями комитета. В 1930 году численный состав налоговых органов составил более 17 тыс. человек.

     Но  недоимки, возникающие в результате неисполнения налогоплательщиками  своих обязанностей по уплате налогов, были достаточно    широко    распространенным    явлением.    При принудительном взыскании налогов финансовые органы имели право производить опись, арест и продажу с публичного торга принадлежащих недоимщику имущества и строений, обращать взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от третьих лиц или находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях.

     Высокие налоговые ставки, действовавшие  в этот период, явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, приводили к резкому неприятию частными    налогоплательщиками    положений    налогового законодательства, массовому уклонению от уплаты налогов.

                                  

          1. Налоги в период СССР
 

     Послевоенный  период в СССР характеризовался постепенным  сворачиванием налогообложения  и замены  налогов  иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составляли в 1954 году около 41% в составе доходной части бюджета.

     В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране, стала отмена налога с заработной платы, в соответствии с Законом СССР от 07.05.1960 года № 1367 «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»1. В этот период основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налогов, имели обязанность вносить в бюджет и неналоговые платежи. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал  возможность  возникновения  противоречий   между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов, например, подоходного или налога на холостяков. Порядок их уплаты основывался на удержании сумм налога у источника выплаты.

     Проблема  учета реальных доходов и сбора  налогов обострилась с принятием  Закона СССР от 19.11.1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности»2, который, в определенной степени позволял реализовать __________________

1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998.

2 В.К. Бабаева. Государственная налоговая служба. Нижний Новгород, 1995.  

частную инициативу в хозяйственной деятельности.   При   этом   доходы   граждан,   занимающихся индивидуальной     трудовой     деятельностью,     подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65 %. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятий кустарно - ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

     После принятия Закона СССР от 26.05.1988 года № 8998-XІ «О кооперации в СССР»3 количество лиц, обязанных подавать декларации о доходах, увеличилось за счет кооператоров.

     Для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства с 1988 года в составе финансовых органов стали создаваться   налоговые   инспекции.   В   1990   году   создана Государственная налоговая служба Министерства финансов СССР. Численность человек в налоговых органах составляла около 70 тысяч.  

                 1.5. Налоговая реформа в Российской Федерации 1991 года 

     К концу 1991 года необходимость создания полноценного механизма налогообложения стала очевидной. После распада СССР, входившие в него ранее республики пошли по пути создания национальных налоговых систем. В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К числу которых можно отнести законы: «О государственной налоговой службе РСФСР»,    «О налоге на прибыль предприятий и организации», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» и другие.

     Налоговая реформа проводилась в тяжелых  экономических условиях. ___________________

3 Петрова Г.В. Налоговое право. - М.: ИНФРА - М, 1999.

Общая ситуация в стране характеризовалась  инфляцией, финансовым кризисом, падением производства. Новые налоги позволяли сохранить бюджетную систему России, включая местные бюджеты,  обеспечить  финансирование  по  всем  основным направлениям текущих расходов. Но введенный комплекс налогов был далек от совершенства. При его разработке сказались торопливость, отсутствие времени.

     Изначально  государственная налоговая политика строилась на максимально  расширенной  налогооблагаемой   базе,   поэтому  налоговая система включала в  себя около пятидесяти видов налогов. К числу которых относились: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц. Налог на добавленную стоимость был введен в России

Законом 02.04.1991 года № 2079-1 «О налоге на добавленную стоимость»4. После чего был отменен налог с оборота, установленный еще в 1930 году, и налог с продажи, действовавший в течении 1991 года. Этот новый налог представлял собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,  создаваемой  на  всех  стадиях  производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат.

     Впервые идея использовать этот показатель в  целях налогообложения была высказана  в 1919 году Вильгельмом фон Сименсом.

     НДС изобрел французский экономист  М.Лоре, который в 1954 году дал описание схемы действия налога на добавленную  стоимость, призванного заменить налог с оборота.

     В ст.1 закона 1991 года «Об акцизах»5 акцизы определялись как косвенные налоги, которые увеличивают стоимость товара и поэтому ___________________________

4 «Опыт теории налогов» Н.И. Тургенева и развитие финансовой мысли в России в 19-20 вв.// Финансы. №9.1998.

Пансков В.Г. Налоговые проблемы финансов. №9. 1994.

уплачиваются  потребителем.    Перечень подакцизных  товаров включал: вино –

водочные  изделия, пиво, икру осетровых и лососевых  рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия и одежда из натуральной кожи.

     Наряду  с налогами на добавленную стоимость  и акцизами, налог на прибыль с предприятий и организаций, также становится важнейшим источником бюджетных поступлений. Этим налогом облагалась прибыль, полученная предприятиями и организациями, а также филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс и 23 расчетный счет. Объектом обложения являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная в соответствии с законодательством.

Информация о работе Развитие налоговой системы в РФ