Развитие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1 Экономическое содержание налогов в системе распределительных отношений.
1.2 Понятие и сущность налогов.

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК.
2.1. Формирование и развитие налоговой системы РК.
2.2 Анализ динамики поступлений налогов по г. Семипалатинску Восточно-Казахстанской области за 2007-2009 гг.
2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала бюджетов РК.

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1 Проблемы взимания налогов в РК.
3.2. Пути совершенствования применения налогов в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие налогов.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Однако одной из основных причин является величина налоговой нагрузки на предприятие. Предприятия уходят в тень, чтобы не платить налоги.

                 Официально доля налоговых поступлений в Казахстане в 1995-1999 годах была на уровне 50-55 % ВВП. Это столько же, сколько и в скандинавских странах (в Швеции-61 %), но гораздо больше, чем в США, - 25-30 %.

     Вместе с тем, если оценивать этот показатель, соотнося с уровнем цен, платежеспособным спросом, величиной других неналоговых поступлений, кризисом неплатежей, бартеризацией экономики, катастрофической нехваткой оборотных средств, то такой уровень оказывается очень высоким даже по сравнению со странами СНГ. В России, в частности, за этот же период доля налоговых поступлений составляет 30-35 % ВВП. Аналогично и с долей изымаемой прибыли у предприятий. В Республике Казахстан она составляет от 60-70%, тогда как в развитых странах не превышает 50%.Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % лишает предприятия стимула к производственной деятельности вообще и к легальному развитию производства в частности. С введением с 01.01.2008 г. в действие Налогового кодекса, по оценкам специалистов и экспертов уменьшения налоговой нагрузки не предвидится.

     Экономисты, подчеркивающие идентичность налогового бремени нынешнего Казахстана и стран Запада – стран с устоявшейся рыночной экономикой, забывают или умалчивают, что задачи, решаемые налоговой системой в этих странах, и условия ее применения существенно отличаются. Так, например, в странах Запада налоги в значительной степени являются регулятором экономики, с помощью которого государство в определенные моменты времени способно ограничивать производство товаров и услуг. В нашей стране ограничивать производство нет необходимости. Кроме того, эксперты отмечают, что ни в одной стране с переходной экономикой не удалось компенсировать растущие государственные расходы при снижающемся ВВП путем повышения налоговых отчислений (фактически, именно с выживающих в условиях кризиса предприятий и работающего населения). Увеличение налогового пресса приводит к разрастанию теневой экономики. По оценке некоторых экспертов доля ВВП, производимая в теневом секторе экономики, составляет около 26,6%. По иным оценкам теневой капитал набрал критическую массу: до 50% ВВП.В связи с этим в значительной степени для  хозяйствующих субъектов (особенно в сфере малого бизнеса) альтернативой для хозяйствования (особенно ценообразования) являются не зарубежные условия  хозяйствования, а существующие в «полутеневом» бизнесе – наиболее прямом конкуренте. С точки зрения регулирующей роли налогов их «внешняя справедливость» должна обеспечивать «посильность» и создание условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования.

        Если говорить о «внутренней» налоговой справедливости, то сравнению подлежат предприятия с различной экономической структурой затрат: трудоемкие, материалоемкие и фондоемкие  производства. Исследование этого вопроса еще более нуждается в аналитических количественных измерителях, способных оценить «равномерность» налоговой нагрузки и также сформулировать критерии-стимулы для развития различных видов производств на основе самофинансирования.

      Главная проблема в налоговой системе – это не проблема налоговых ставок, а проблема определения налоговой базы. Так, например, наше государство умудряется собрать в несколько раз больше денег в процентах к ВВП, чем собирают органы государственной власти в США. В период высокой инфляций  существующая система бухгалтерского учета завышала  полученную прибыль. Эта же система  подвергает налогообложению некоторые элементы себестоимости. Применяемая налоговая система основана на использовании налогов с различной базой. Поэтому для количественной оценке суммарной налоговой нагрузки необходимо свести их к единой интегральной оценочной базе.

         В нашей   республике существует установка на равное восприятие Налогового Кодекса налогоплательщиком и налоговым инспектором. За рубежом же информация для налогоплательщика упрощается до любого уровня осведомленности. Информационные материалы читабельны, так как  после подготовки специалистами – налоговиками проходят тщательную  шлифовку сотрудниками отдела информации. У нас материалы преподносятся в первозданном виде, иной раз сложным для восприятия рядовым налогоплательщиком.

 

         3.2 Пути совершенствования применения налогов в Республике  Казахстан.

 

Для экономики развивающихся стран при проведении в них налоговых реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь как раз в разрезе рассматриваемой нами темы и возникает больше всего сложных проблем.

Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.

Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный товарооборот несколько снизился. Его динамика определяется уменьшением платежеспособного спроса населения. Вследствие финансового кризиса снизились реальные располагаемые доходы граждан. Начала улучшаться и его структура, что выразилось в уменьшении удельного веса продовольственных товаров. Позитивно сказываются и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной продукции.

Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах наблюдается на рынке услуг. Снижение платежеспособного спроса сразу после кризиса и постепенное оживление, которому в этой сфере весьма способствует наличие реальной конкуренции. Более трети услуг в настоящее время оказывается населению предприятиями различных негосударственных форм собственности и более четверти услуг оказывается частными индивидуальными предпринимателями.

Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса. По этим же причинам остается чрезвычайно низкой инвестиционная активность. Отсутствие финансовых ресурсов предприятий приводит к увеличению доли бартерных операции, к выплате заработной платы работникам не деньгами, а продукцией предприятий. В итоге снижается прибыль, недопоступают в бюджет налоги на прибыль предприятий и организации и подоходный с физических лиц. Все это приводит к нарушению ритмичного производственного процесса.

Одним из основных критериев состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

В посткризисный период проведены и проводятся серьезные реформы в области налогообложения.

Принят и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Налоги выступают специфической формой производственных отношений, в чем состоит их общественное содержание и, с другой стороны, являются частью стоимости национального дохода в денежной форме, что характеризует их материальное содержание.

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2007 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

В целом для определения роли налогов необходимо проанализировать поступления налогов в бюджет, так как бюджет является отражением в значимости налогов. В связи с этим ведущая роль в формировании  бюджета отводится налогам, поступающие в бюджеты.

Перевыполнение прогноза-2009 является следствием сложившейся в прошлом году благоприятной конъюн­ктуры мирового рынка на основные экспортные пози­ции Казахстана, а также со­вершенствования налогового законодательства и улучше­ния налогового администри­рования. В 2009 году отноше­ние к ВВП доходов в компе­тенции Министерства финансов составило 21%, что на 4% выше аналогично­го показателя за предыдущий год.

  Эффективность налоговой системы и налоговой деятельности государства определяются многими факторами: уровнем собираемости налогов, состоянием контрольно-экономической работы органов налоговой службы, объективным разрешением налоговых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Налоговый Кодекс “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” -А.,2004г..

2.Сборник по разъяснению основных положений кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» (налоговый кодекс)/Общая часть. -А.,2008г..

3.Евстигнеев.Е.Н.Основы налогов и налогового права. – М. 2000г.

4.Налоги - учебник под редакцией д.э.н., профессора Черника Д.Г. - М.: “Финансы и статистика” - 1995 г.

5.Налоги - учебное пособие. Зейнельгабдин А.Б., Ермекбаева Б.Ж., Алейбеков М. Алматы, 1995 г.

6.Финансы - учебник для экономических специальностей под редакцией Ильясова К.К., Мельникова В.Д. - Алматы: МГП “Берен”, 1993 г.

7.Налоги и налогообложение. Под редакцией Русакова И -.М.,1998 г.

8.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение – М:1998г.

9.Налоги и налоговое право. Под редакцией Брызгалина – М:1998г.

10.Сейдахметова Ф. «Проблемы налоговой системы РК»//Вестник предпринима

11.Макажанов Н. «Основные черты теневой экономики Казахстана»//Вестник МГД-2008 год,№5

12 Бачурина М. Снижение ставки НДС./Вестник предпринимателя-2007-№5-с.15-16.

13 Дорошева Г. НДС в 2009 году./Файл бухгалтера.-2008-№51-с.6-9.

14 Ержанова С. Исчисление и уплата НДС за нерезидента./Налогоплательщик.-2008-№7-с.9-10.

15                Ермекбаева Б.Ж. К вопросу совершенствования косвенных налогов в РК./Вестник Каз НУ.-2008-№3-с.9-13.

16 Еще раз о НДС./Вестник финансиста.-1999-№1-с.86-89.

17 Зачет по НДС в 2009 году./Налогоплательщик.-2009-№3-с.2-4.

18Интыкбаева С. Некоторые проблемы налоговой политики./Финансы Казахстана.-1999-№1-с.77-79.

19                Исабеков С. Исполнение доходной части государственного бюджета РК за 2008 год./вестник МГД РК.-2008-№3(32)-с.4-13.

20                Рахметов Н. О проблемах исполнения прогноза по налогам за 2000 год./вестник МГД рк.-2007-№3(18)-с.5-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

Налог – обязательный платеж  юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством

Виды  налогов в РК:

1.Корпоративный подоходный налог.

2.Индивидуальный подоходный налог.

3.НДС.

4.Акцизы.

5.Специальные налоги и платежи с недропользователей

6.Социальный налог.

7.Земельный налог.

8.Налог на транспортные средства.

9.Налог на имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Основные этапы становления и развития национальной

налоговой системы Казахстана

 

Перио-дизация

Цель этапа становления и развития национальной налоговой системы

Стратегия и

тактика управления налоговых

отношений

 

Уровень централизации

 

Достигнутые социально-экономические

результаты

Первый этап

1991 –

1994г.г.

Создание национальной налоговой системы упорядочивающей элементы хаотичности в экономике и налоговых отношениях и ориентирующей на формирование доходной части государственного бюджета.

Ориентация на решение текущих и краткосрочных задач

Низкий

Создана национальная налоговая система, не лишенная противоречий и элементов хаотичности. Сжимание налогооблагаемой базы.

Второй этап

1995 –

1998 г.г.

Достижение макроэкономической стабилизации доходной части бюджета путем стимулирования предприятий, имеющих наиболее высокий потенциал и конкурентоспособность

Решение кратко- и среднесрочных задач. Ориентация на среднесрочные задачи.

Средний

Достижения макроэкономической стабилизации, ставшей основой для экономического роста. Прекращение сужения налогооблагаемой базы.

Третий этап

1999 –

2007 г.г.

Достижение экономического роста связано с переходом на новые принципы организации налогового регулирования, учитывающие правила функционирования мировой налоговой практики, и увеличение доходной части государственного бюджета.

Решение среднесрочных задач и ориентация на долгосрочные цели, сформулированные в стратегии «Казахстан-2030»

Высокий

Начало экономического роста. Стабилизация и начало расширения налогооблагаемой базы.

Четвертый этап начинается с

2008г.

Максимизация доходной части бюджета стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения с целью расширения финансирования социально-экономических программ

Решение средне- и долгосрочных программ. Ориентация преимущественно на решение стратегических задач.

Высокий

Стабилизация экономического роста позволит балансировать интересы государства и налогоплательщиков.

Информация о работе Развитие налогов