Развитие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1 Экономическое содержание налогов в системе распределительных отношений.
1.2 Понятие и сущность налогов.

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК.
2.1. Формирование и развитие налоговой системы РК.
2.2 Анализ динамики поступлений налогов по г. Семипалатинску Восточно-Казахстанской области за 2007-2009 гг.
2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала бюджетов РК.

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1 Проблемы взимания налогов в РК.
3.2. Пути совершенствования применения налогов в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие налогов.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

оценке не проводят глубокого мониторинга рынка недвижимости и, как следствие, не могут оперировать реальными данными о ее стоимости. Владельцы имущества, с другой стороны, используя свою собственность в качестве объекта купли -–продажи или залога при получении кредита заинтересованы либо в занижении либо в завышении ее стоимости. При получение кредита под залог недвижимости владелец заинтересован в завышении оценки его собственности, так как размер кредита находится в прямой зависимости от стоимости залога.

Значительное влияние оказывает наличие недоимки, которая по состоянию на 1 января 2007 года составляет 513,0 тыс. тенге, на 1 января 2008 года 828,0 тыс. тенге, и на 1 января 2009 года 8030,2 тыс. тенге.

В связи с этим ведущая роль в формировании местного бюджета отводится налогам, поступающие в местные бюджеты.  Данные налоги не многочисленны –индивидуальный подоходный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства.

Бюджет г. Семипалатинска за 2007 год по собственным доходным источникам в отчислениях выполнен на 110,1% .

В целом налоги и сборы выполнены на 105,0%.

Анализ социально-экономического развития города  за 2007 год показал, что основные показатели экономики города оказались меньше намеченных индикативных показателей.

Объем промышленного производства составил 11123 тыс. тенге, что составляет 81,4% от производства промышленной продукции за 2007 год.

За отчетный период совокупный убыток по предприятиям и организациям города составил 38,9 тыс. тенге.

Наиболее убыточными являются предприятия сельского хозяйства (7,46тыс. тенге.), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (18,1 тыс. тенге). финансовое положение предприятий и организаций района осложняется нерегулярностью взаиморасчетов.

За 2008 год бюджет города поступило собственных доходов в сумме 8,69 млрд..т., при плане 7,98 млрд.т., что составляет 108,8%. На перевыполнение плана в основном повлияло увеличение объемов промышленной продукций.

Налог на транспортные средства в 2009 году выполнен на 104,3%. Перевыполнение связано с увеличением ставок и приобретением новых транспортных средств физическими лицами.

          В государственный бюджет по итогам 2009 года при прогнозе 9,51 млрд. тенге, поступило 9,63 млрд. тенге.  Прогноз исполнен на 101,3% с превышением на 12,0млрд.тенге.

Несмотря на некоторые изменения в структуре налоговых поступлений, в целом налоги имеют тенденцию к увеличению. Анализ показывает повышения экономической ситуации в стране.

Налоги используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства.

Одним из показателей улучшения налогового администрирования в целях обеспечения полноты поступления в бюджет является снижение недоимки налогом и другим обязательным платежам в бюджет, обеспечения своевременности и полноты поступлений в бюджет.

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала  бюджетов РК

 

Для формирования эффективной налоговой системы необходим тщательный анализ налогов, планирование прогнозирование и исследование их воздействия на товаропроизводителей и потребителей, изучения тенденций изменения.

Исходя из динамики видно, что в 2007 году в целом налоговые поступления занимают 87%, из них: косвенные налоги занимали 24,3%, в том числе НДС 23,2 %.

В 2008 году произошли изменения в структуре поступления в республиканский бюджет налоговых поступлений составляет 91,0 %, из них косвенные налоги занимают 24,8 %, НДС 21,4%.

В 2009 году налоговые поступления в структуре республиканского бюджета составляет 91 %, из них косвенные налоги 25,2 % , в том числе НДС 22,8 %.  В целом на рост косвенных налогов на полноту поступлений оказали влияние следующие факторы: улучшения администрирования, совершенствования налогового законодательства и т.д.

По информационным данным, можно сделать следующий анализ: по доходам, находящимся в компетенции Министерство финансов РК, про­гноз на 2009 год исполнен на 109,8%. При доведенном прогнозе 496 117 млн. тенге в бюджет поступило 544 673 млн., с превышением на 48 557 млн. По сравнению с прошлым годом темп роста составил 159,3%.

Перевыполнение про­гноза в основном обеспече­но за счет  корпоративного подоходного на­лога и роялти:

-         по корпоративному подоходному налогу прогноз перевыполнен на 39 534 млн. тенге, или на 31,9%;

-         по роялти - на 5 528 млн. тенге, или на 36,0%.

Перевыполнение прогноза-2009 является следствием сложившейся в прошлом году благоприятной конъюн­ктуры мирового рынка на основные экспортные пози­ции Казахстана, а также со­вершенствования налогового законодательства и улучше­ния налогового администри­рования. В 2009 году отноше­ние к ВВП доходов в компе­тенции Министерства финансов составило 21%, что на 4% выше аналогично­го показателя за предыдущий год.

По республиканскому бюджету прогноз исполнен на 112,5%, с превышением на 30 950 млн. тенге. Доведен­ный прогноз по республикан­скому бюджету перевыпол­нен по всем регионам.

По местному бюджету прогноз исполнен на 107,1%, с превышением на 17 606 млн. тенге. Прогноз по мест­ному бюджету перевыполнен всеми регионами, кроме Пав­лодарской области (95,1%).

Темп роста по сравнению с 2008 годом составил 106,5%. Одной из приоритетных задач налоговых органов является обеспечение роста поступле­ний непроизводственных платежей, увеличение их доли в общем объеме доходов в ком­петенции Министерства финансов РК.

 

Таблица 3.- Исполнение прогнозных данных по основным видам налогов, поступающих в местные бюджеты .

Наименование доходов

 

План на 2009 год

 

Факт за 2009 год

Откло­нение

 

% выпол­нения

Факт за 2008 год

Темп

Роста, %

 

Акцизы на алкогольную продукцию

9901,2

 

7 546,9

 

-2 354,3

 

76,2

 

6 902,3

 

109,3

 

Налог на имущество юридических лиц

15 841,0

 

13 699,1

 

-2 141,9

 

86,5

 

14 246,3

 

96,2

 

Акцизы на бензин и дизельное топливо

7 608,9

 

6 332,5

 

-1 276,3

 

83,0

 

7741,3

 

82,0

 

НДС на товары внутреннего производства

76 655,6

 

75 625,1

 

-1 030,5

 

98,7

 

63401,8

 

119,3

 

 

Основное недоисполнение по непроизводственным платежам допущено из-за низкого уровня исполнения прогноза по налогу на иму­щество с юридических лиц.

Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме налога на имущество с юри­дических лиц. Это налог, по­ступающий в местный бюд­жет, и планируется он мест­ными органами власти. Пред­седатели областных НК, как члены соответствующей бюд­жетной комиссии, на местах обязаны прилагать все уси­лия, чтобы прогноз, устанав­ливаемый маслихатами, соот­ветствовал реальной налогооблагаемой базе. Когда испол­нение прогноза составляет лишь 30-40%, как в случае с г. Астаной и ЮКО, то понят­но, что это абсолютно нере­альная налогооблагаемая база. Членам бюджетной ко­миссии необходимо доказы­вать и добиваться того, чтобы маслихатами принимались реальные прогнозы. Это отра­жается на показателях облас­тных НК и оценивает эффек­тивность их работы. Поэтому по налогу на имущество юри­дических лиц руководителям региональных НК необходи­мо либо добиваться установ­ленных прогнозных показа­телей, либо прилагать все усилия, чтобы прогнозные показатели были реальными.

Введение со третьего квар­тала 2009 года моратория на проверки субъектов малого бизнеса положительно отрази­лось на поступлениях в бюд­жет в целом по республике.

В динамике доли плате­жей в бюджет от малых предприятий и физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятель­ностью, в общем объеме доходов в компетенции Министерства финансов РК за 2007-2009 гг. (на осно­ве данных отчетов ОКЭД) наблюдается тенденция к снижению (2007г. - 29,0%; 2008г. - 23,0%; 2009г. -19,0%).

Снижение их доли в бюджете является негативным фактором, на это надо обратить внимание.

По недоимке достигнуто снижение за 2009 год на 28 млрд. тенге. По отдельным областям у нас все же имеет место увеличение недоимки:

      Восточно-Казахстанс­кая - на 24%;

      Западно-Казахстанская - на 14%;

      Жамбылская - на 9%;

      г. Алматы - на 4%.

Необходимо совместно с Агентством по реорганиза­ции и ликвидации предприя­тий Министерства финансов РК проводить рабо­ту по реструктуризации за­долженности в бюджет, бан­кротству предприятий, по которым имеет место безна­дежная недоимка.

Показатель отношений таможенных платежей и налогов к объему импорта в целом по рес­публике возрос на 0,5%.

Другим видом косвенного налога, как уже отмечалось является акциз. Акциз играет наибольшую роль в регулировании деятельности малого и среднего бизнеса.  Проведем анализ по данному виду налога.

По акцизам на товары внут­реннего производства в бюд­жет поступило 18 522 млн. тен­ге, при прогнозе 22 413 млн. тенге. Прогноз не исполнен на 17,4%, или на 3 891 млн. тенге.

В целом по республике в динамике данного налога по сравнению с прошлым годом идет снижение поступлений.

Когда в 2009 году снижа­лись ставки на акциз с неф­теперерабатывающих заво­дов и вводился акциз на роз­ничную продажу бензина и дизтоплива, то предполага­лось, что в бюджет ежеме­сячно будет поступать поряд­ка 100 млн. тенге как мини­мум. Но этого показателя не достигли, и более того, во второй половине 2008 года наблюдалась тенденция сни­жения поступления данного доходного источника.

На недоисполнение про­гноза по акцизам с нефтепе­рерабатывающих заводов по­влияли два фактора:

      введение нулевой став­ки на импортируемые нефте­продукты, что повлияло на внутренние объемы произ­водства нефтепродуктов;

      неполная загрузка НПЗ, связанная с тем, что в основном нефтедобывающие компании отгружали нефть на экспорт, а не на отече­ственные НПЗ.

Вопрос возмещения НДС по нулевой ставке требует глубокого анализа и улучше­ния администрирования по малым и средним предприя­тиям. Существуют различные схемы и инструменты, по­средством которых налого­плательщики злоупотребляют правилами возмещения НДС по нулевой ставке и тем са­мым «выкачивают» деньги из бюджета. Необходимо выяв­лять эти механизмы и предот­вращать злоупотребления.

3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

 

         3.1 Проблемы взимания налогов  в РК.

 

В современных условиях наметившийся в Казахстане экономический рост привел к активизации не только легального, но нелегального, теневого бизнеса, создаются благоприятные условия для увеличения его оборота. Зачастую теневая экономика развивается более быстрыми темпами, чем официальная, а ущерб, наносимый государству, оценивается десятки миллиардов тенге ежегодно.

     Мировая практика показывает, что, если теневой капитал составляет более 30 % ВВП, это является прямой угрозой экономической безопасности государства и реальной возможностью криминализации власти ( пороговый показатель – 40-50 % ВВП).

В зависимости от условий той или иной страны объемы теневой экономики существенно отличаются. Так, доля теневой экономики в Германии составляет 9 % ВВП, США-10 %, Италия –25 %, в странах Латинской Америки – 70 %. В России и Казахстане этот показатель официальной статистикой оценивается в 20-25 %, а независимые эксперты называют цифры 45-50 % ВВП. Все эти оценки очень условные, теневую экономику можно определить, но достаточно сложно измерить, т.к. часть информации скрывается, утаивается, а другая часть является конфиденциальной.

      С экономической точки зрения, теневая экономика возникает вследствие неразвитости рыночных отношений, низкого уровня правовой и налоговой культуры. Это деятельность субъектов, незарегистрированных в качестве налогоплательщиков или в качестве юридического лица в сферах хозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством, с использованием нелегальной занятости с целью полного сокрытия всех видов доходов от налогообложения.

Информация о работе Развитие налогов