Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1 Экономическое содержание налогов в системе распределительных отношений.
1.2 Понятие и сущность налогов.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК.
2.1. Формирование и развитие налоговой системы РК.
2.2 Анализ динамики поступлений налогов по г. Семипалатинску Восточно-Казахстанской области за 2007-2009 гг.
2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала бюджетов РК.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1 Проблемы взимания налогов в РК.
3.2. Пути совершенствования применения налогов в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
оценке не проводят глубокого мониторинга рынка недвижимости и, как следствие, не могут оперировать реальными данными о ее стоимости. Владельцы имущества, с другой стороны, используя свою собственность в качестве объекта купли -–продажи или залога при получении кредита заинтересованы либо в занижении либо в завышении ее стоимости. При получение кредита под залог недвижимости владелец заинтересован в завышении оценки его собственности, так как размер кредита находится в прямой зависимости от стоимости залога.
Значительное влияние оказывает наличие недоимки, которая по состоянию на 1 января 2007 года составляет 513,0 тыс. тенге, на 1 января 2008 года 828,0 тыс. тенге, и на 1 января 2009 года 8030,2 тыс. тенге.
В связи с этим ведущая роль в формировании местного бюджета отводится налогам, поступающие в местные бюджеты. Данные налоги не многочисленны –индивидуальный подоходный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства.
Бюджет г. Семипалатинска за 2007 год по собственным доходным источникам в отчислениях выполнен на 110,1% .
В целом налоги и сборы выполнены на 105,0%.
Анализ социально-экономического развития города за 2007 год показал, что основные показатели экономики города оказались меньше намеченных индикативных показателей.
Объем промышленного производства составил 11123 тыс. тенге, что составляет 81,4% от производства промышленной продукции за 2007 год.
За отчетный период совокупный убыток по предприятиям и организациям города составил 38,9 тыс. тенге.
Наиболее убыточными являются предприятия сельского хозяйства (7,46тыс. тенге.), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (18,1 тыс. тенге). финансовое положение предприятий и организаций района осложняется нерегулярностью взаиморасчетов.
За 2008 год бюджет города поступило собственных доходов в сумме 8,69 млрд..т., при плане 7,98 млрд.т., что составляет 108,8%. На перевыполнение плана в основном повлияло увеличение объемов промышленной продукций.
Налог на транспортные средства в 2009 году выполнен на 104,3%. Перевыполнение связано с увеличением ставок и приобретением новых транспортных средств физическими лицами.
В государственный бюджет по итогам 2009 года при прогнозе 9,51 млрд. тенге, поступило 9,63 млрд. тенге. Прогноз исполнен на 101,3% с превышением на 12,0млрд.тенге.
Несмотря на некоторые изменения в структуре налоговых поступлений, в целом налоги имеют тенденцию к увеличению. Анализ показывает повышения экономической ситуации в стране.
Налоги используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства.
Одним из показателей улучшения налогового администрирования в целях обеспечения полноты поступления в бюджет является снижение недоимки налогом и другим обязательным платежам в бюджет, обеспечения своевременности и полноты поступлений в бюджет.
2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала бюджетов РК
Для формирования эффективной налоговой системы необходим тщательный анализ налогов, планирование прогнозирование и исследование их воздействия на товаропроизводителей и потребителей, изучения тенденций изменения.
Исходя из динамики видно, что в 2007 году в целом налоговые поступления занимают 87%, из них: косвенные налоги занимали 24,3%, в том числе НДС 23,2 %.
В 2008 году произошли изменения в структуре поступления в республиканский бюджет налоговых поступлений составляет 91,0 %, из них косвенные налоги занимают 24,8 %, НДС 21,4%.
В 2009 году налоговые поступления в структуре республиканского бюджета составляет 91 %, из них косвенные налоги 25,2 % , в том числе НДС 22,8 %. В целом на рост косвенных налогов на полноту поступлений оказали влияние следующие факторы: улучшения администрирования, совершенствования налогового законодательства и т.д.
По информационным данным, можно сделать следующий анализ: по доходам, находящимся в компетенции Министерство финансов РК, прогноз на 2009 год исполнен на 109,8%. При доведенном прогнозе 496 117 млн. тенге в бюджет поступило 544 673 млн., с превышением на 48 557 млн. По сравнению с прошлым годом темп роста составил 159,3%.
Перевыполнение прогноза в основном обеспечено за счет корпоративного подоходного налога и роялти:
- по корпоративному подоходному налогу прогноз перевыполнен на 39 534 млн. тенге, или на 31,9%;
- по роялти - на 5 528 млн. тенге, или на 36,0%.
Перевыполнение прогноза-2009 является следствием сложившейся в прошлом году благоприятной конъюнктуры мирового рынка на основные экспортные позиции Казахстана, а также совершенствования налогового законодательства и улучшения налогового администрирования. В 2009 году отношение к ВВП доходов в компетенции Министерства финансов составило 21%, что на 4% выше аналогичного показателя за предыдущий год.
По республиканскому бюджету прогноз исполнен на 112,5%, с превышением на 30 950 млн. тенге. Доведенный прогноз по республиканскому бюджету перевыполнен по всем регионам.
По местному бюджету прогноз исполнен на 107,1%, с превышением на 17 606 млн. тенге. Прогноз по местному бюджету перевыполнен всеми регионами, кроме Павлодарской области (95,1%).
Темп роста по сравнению с 2008 годом составил 106,5%. Одной из приоритетных задач налоговых органов является обеспечение роста поступлений непроизводственных платежей, увеличение их доли в общем объеме доходов в компетенции Министерства финансов РК.
Таблица 3.- Исполнение прогнозных данных по основным видам налогов, поступающих в местные бюджеты .
Наименование доходов
| План на 2009 год
| Факт за 2009 год | Отклонение
| % выполнения | Факт за 2008 год | Темп Роста, %
|
Акцизы на алкогольную продукцию | 9901,2
| 7 546,9
| -2 354,3
| 76,2
| 6 902,3
| 109,3
|
Налог на имущество юридических лиц | 15 841,0
| 13 699,1
| -2 141,9
| 86,5
| 14 246,3
| 96,2
|
Акцизы на бензин и дизельное топливо | 7 608,9
| 6 332,5
| -1 276,3
| 83,0
| 7741,3
| 82,0
|
НДС на товары внутреннего производства | 76 655,6
| 75 625,1
| -1 030,5
| 98,7
| 63401,8
| 119,3
|
Основное недоисполнение по непроизводственным платежам допущено из-за низкого уровня исполнения прогноза по налогу на имущество с юридических лиц.
Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме налога на имущество с юридических лиц. Это налог, поступающий в местный бюджет, и планируется он местными органами власти. Председатели областных НК, как члены соответствующей бюджетной комиссии, на местах обязаны прилагать все усилия, чтобы прогноз, устанавливаемый маслихатами, соответствовал реальной налогооблагаемой базе. Когда исполнение прогноза составляет лишь 30-40%, как в случае с г. Астаной и ЮКО, то понятно, что это абсолютно нереальная налогооблагаемая база. Членам бюджетной комиссии необходимо доказывать и добиваться того, чтобы маслихатами принимались реальные прогнозы. Это отражается на показателях областных НК и оценивает эффективность их работы. Поэтому по налогу на имущество юридических лиц руководителям региональных НК необходимо либо добиваться установленных прогнозных показателей, либо прилагать все усилия, чтобы прогнозные показатели были реальными.
Введение со третьего квартала 2009 года моратория на проверки субъектов малого бизнеса положительно отразилось на поступлениях в бюджет в целом по республике.
В динамике доли платежей в бюджет от малых предприятий и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в общем объеме доходов в компетенции Министерства финансов РК за 2007-2009 гг. (на основе данных отчетов ОКЭД) наблюдается тенденция к снижению (2007г. - 29,0%; 2008г. - 23,0%; 2009г. -19,0%).
Снижение их доли в бюджете является негативным фактором, на это надо обратить внимание.
По недоимке достигнуто снижение за 2009 год на 28 млрд. тенге. По отдельным областям у нас все же имеет место увеличение недоимки:
Восточно-Казахстанская - на 24%;
Западно-Казахстанская - на 14%;
Жамбылская - на 9%;
г. Алматы - на 4%.
Необходимо совместно с Агентством по реорганизации и ликвидации предприятий Министерства финансов РК проводить работу по реструктуризации задолженности в бюджет, банкротству предприятий, по которым имеет место безнадежная недоимка.
Показатель отношений таможенных платежей и налогов к объему импорта в целом по республике возрос на 0,5%.
Другим видом косвенного налога, как уже отмечалось является акциз. Акциз играет наибольшую роль в регулировании деятельности малого и среднего бизнеса. Проведем анализ по данному виду налога.
По акцизам на товары внутреннего производства в бюджет поступило 18 522 млн. тенге, при прогнозе 22 413 млн. тенге. Прогноз не исполнен на 17,4%, или на 3 891 млн. тенге.
В целом по республике в динамике данного налога по сравнению с прошлым годом идет снижение поступлений.
Когда в 2009 году снижались ставки на акциз с нефтеперерабатывающих заводов и вводился акциз на розничную продажу бензина и дизтоплива, то предполагалось, что в бюджет ежемесячно будет поступать порядка 100 млн. тенге как минимум. Но этого показателя не достигли, и более того, во второй половине 2008 года наблюдалась тенденция снижения поступления данного доходного источника.
На недоисполнение прогноза по акцизам с нефтеперерабатывающих заводов повлияли два фактора:
введение нулевой ставки на импортируемые нефтепродукты, что повлияло на внутренние объемы производства нефтепродуктов;
неполная загрузка НПЗ, связанная с тем, что в основном нефтедобывающие компании отгружали нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ.
Вопрос возмещения НДС по нулевой ставке требует глубокого анализа и улучшения администрирования по малым и средним предприятиям. Существуют различные схемы и инструменты, посредством которых налогоплательщики злоупотребляют правилами возмещения НДС по нулевой ставке и тем самым «выкачивают» деньги из бюджета. Необходимо выявлять эти механизмы и предотвращать злоупотребления.
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1 Проблемы взимания налогов в РК.
В современных условиях наметившийся в Казахстане экономический рост привел к активизации не только легального, но нелегального, теневого бизнеса, создаются благоприятные условия для увеличения его оборота. Зачастую теневая экономика развивается более быстрыми темпами, чем официальная, а ущерб, наносимый государству, оценивается десятки миллиардов тенге ежегодно.
Мировая практика показывает, что, если теневой капитал составляет более 30 % ВВП, это является прямой угрозой экономической безопасности государства и реальной возможностью криминализации власти ( пороговый показатель – 40-50 % ВВП).
В зависимости от условий той или иной страны объемы теневой экономики существенно отличаются. Так, доля теневой экономики в Германии составляет 9 % ВВП, США-10 %, Италия –25 %, в странах Латинской Америки – 70 %. В России и Казахстане этот показатель официальной статистикой оценивается в 20-25 %, а независимые эксперты называют цифры 45-50 % ВВП. Все эти оценки очень условные, теневую экономику можно определить, но достаточно сложно измерить, т.к. часть информации скрывается, утаивается, а другая часть является конфиденциальной.
С экономической точки зрения, теневая экономика возникает вследствие неразвитости рыночных отношений, низкого уровня правовой и налоговой культуры. Это деятельность субъектов, незарегистрированных в качестве налогоплательщиков или в качестве юридического лица в сферах хозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством, с использованием нелегальной занятости с целью полного сокрытия всех видов доходов от налогообложения.