Профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать систему налоговых вычетов по НДФЛ в части налоговой ставки 13% и предложить меры по совершенствованию применения данной льготы. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
определить элементы НДФЛ и его место в налоговой системе Российской Федерации.
рассмотреть налоговые вычеты по НДФЛ как форм налоговой льготы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. НДФЛ в налоговой системе РФ………………………………………...5
1.1 Налоговая система России и налогообложение физических лиц..5
1.2 Основные элементы НДФЛ………………………………………….12
2. Налоговые вычеты по НДФЛ как форма налоговой льготы……..21
2.1Налоговые льготы и способы их применения……………………...21
2.2 Профессиональный вычет…………………………………………..24
3.Совершенствование и социальное значение налоговых вычетов в современных условиях……………………………………………………28
3.1 Инструменты налогового регулирования в современной налоговой системе…………………………………………………………………….28
3.2 Прогрессивная шкала ставок НДФЛ………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….42

Работа содержит 1 файл

Налоги выполненная.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

       Исходя из того, что вычет предоставляется также на детей налогоплательщика, в размере 1000 руб., а с 2012 года 1400 руб. на каждого ребенка ежемесячно с учетом ограничения предельного размера дохода, исчисленного нарастающим итогом, суммой в 280 000 руб., можно сделать вывод, что в данной норме реализуется конституционный принцип охраны семьи, материнства, отцовства и детства.

       Принимая по внимание указанные выше ставки стандартных вычетов с учетом существующей в РФ экономической ситуации, уровня цен, можно сделать вывод о том, что существующая система стандартных вычетов не обеспечивает в полной мере реализацию вышеуказанного принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Суть необлагаемого минимума - определять минимальный размер дохода налогоплательщика, не подлежащего налогообложению. По мнению автора, для достижения максимальной эффективности необлагаемого минимума последний необходимо установить не в твердой денежной сумме, а определить как сумму, равную минимальному размеру оплаты труда.

       При этом ограничение предельного размера дохода, исчисленного нарастающим итогом, по достижении которого налогоплательщик лишается права применять как необлагаемый минимум, так и стандартный налоговый вычет, предлагается сохранить, установив в НК РФ минимальный предел такого ограничения, увеличенный в сравнении с существующим в настоящее время. Исходя из складывающейся в настоящее время экономической ситуации и уровня инфляции в Российской Федерации, представляется целесообразным увеличить минимальный предел указанного выше ограничения в два раза в сравнении с ныне существующим.

       Предлагаемые изменения имеют повышенную степень социальной ориентированности в сравнении с существующими нормами НК РФ, так как в большей степени будут учитывать материальное положение налогоплательщиков. Необходимо отметить, что введение указанного порядка значительно не отразится на поступления в бюджет от НДФЛ с учетом установленного размера минимального размера оплаты труда.

       Таким образом, предложенные изменения налогового законодательства будут направлены на улучшение материального положения социально незащищенных, низкооплачиваемых слоев населения, реализацию основных прав человека и гражданина, обеспечение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по НДФЛ на суммы расходов, направленных на получение медицинских и образовательных  услуг, на благотворительные цели, на негосударственное пенсионное обеспечение  и/или добровольное пенсионное страхование, а также на расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии. Данные вычеты исчисляются в сумме фактически произведенных расходов с учетом ограничений, установленных ст.219 НК РФ. Таким образом, социальные вычеты направлены на освобождение от налогообложения  расходов, обеспечивающих реализацию физическими лицами их основных неотъемлемых конституционных прав, относящихся  к социальной сфере: права на социальную помощь и социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, на участие  в культурной жизни. [20, с.24]

       В настоящее время наиболее применяемыми налоговыми вычетами по НДФЛ являются имущественные налоговые вычеты. Они представляют собой изъятия из налоговой базы, которые могут быть произведены налогоплательщиком в сумме полученного дохода от продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет и не превышающей 1 000 000 руб., в размере дохода, полученного от продажи иного имущества, также находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 250 000 руб. Имущественные налоговые вычеты могут предоставляться в сумме фактически произведенных расходов, направленных на приобретение или строительство жилой недвижимости, приобретение земельных участков, погашение процентов по займам (кредитам), направленным на приобретение или строительство жилой недвижимости, приобретение земельных участков, но не более 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам и кредитам в случаях, предусмотренных НК РФ.

       Необходимо отметить непрерывный процесс совершенствования законодательства, регламентирующего имущественные вычеты.

       Так, Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ срок нахождения имущества в собственности налогоплательщика, по истечении которого налогоплательщик получает право использовать вычет в полном объеме, сокращен с пяти до трех лет.

       Расширяется перечень недвижимого имущества, при продаже или приобретении которого предоставляется рассматриваемый вычет.

       Исходя из анализа изменений законодательства, произведенных в целях улучшения положения налогоплательщиков, необходимо отметить, что имущественные вычеты значительно облегчают налоговое бремя граждан, зачастую из малообеспеченных слоев, реализующих имущество. Указанные вычеты стимулируют товарный оборот, облегчают заключение сделок купли-продажи недвижимого имущества гражданами.

      Вычеты по операциям с ценными бумагами были введены Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, их особенность состоит в том, что налогоплательщики при исчислении налоговой базы по НДФЛ могут воспользоваться правом на получение вычетов в размере сумм убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также сумм убытков, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке. Исходя из того что доход налогоплательщика при применении указанных вычетов подлежит уменьшению на сумму, равную полученному убытку, можно сделать вывод о том, что цель данного вида вычетов - увеличить финансовую активность населения, стимулировать развитие рынка ценных бумаг путем снижения финансовых рисков населения.

      Подводя итоги, необходимо отметить, что в налоговых правоотношениях обеспечение соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков осуществляется путем неполучения государством суммы налогов, которая должна была быть исчислена исходя из доходов, потраченных на осуществление основных прав налогоплательщиков, при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих соответствующее освобождение. При этом в процессе исчисления и уплаты НДФЛ важнейшим механизмом, направленным на достижение баланса интересов личности и государства, являются налоговые вычеты. Вычеты по НДФЛ характеризуются конституционно-правовой направленностью, являются социально ориентированными.

       В настоящее время в Российской Федерации идет непрекращающийся процесс совершенствования налогового законодательства, целью которого является создание максимально гибкого механизма налогообложения, способного реагировать на изменения экономической ситуации в государстве, и не допускать значительных отклонений, а в будущем - эффективно поддерживать баланс интересов государства и налогоплательщиков.

      Повышенное внимание к социальной сфере и, в частности, к социальной ответственности наблюдается не только со стороны государственных структур, но и со стороны бизнес-сообщества. Так, например, в половине бизнес-школ мира курс о социальной ответственности вошел в число обязательных.

             Политика социального государства направлена на создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойную человека материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к культурным ценностям и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

      Таким образом, социальные услуги - это действия по оказанию помощи. Правовое регулирование государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 25 ноября 2006 г.). Государственная социальная помощь определяется как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст.1 указанного Закона). В редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, государственная социальная помощь включала в себя и предоставление компенсаций. Компенсация определялась как возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. В настоящее время компенсации не входят в состав понятия "государственная социальная помощь", хотя применение налоговых вычетов по своему назначению в наибольшей степени связано с компенсацией гражданам расходов, понесенных в связи с социально значимыми целями.

       Налоговые вычеты не являются сами по себе действиями в смысле определения социальной услуги, данного в Законе об основах социального обслуживания населения. В установленном НК РФ порядке налоговые вычеты предоставляют право налогоплательщикам уменьшить свою налогооблагаемую базу и тем самым улучшить свое благосостояние. Государство же, позволяя налогоплательщикам реализовать данное право на законных основаниях, осуществляет одно из направлений социальной политики, связанное с повышением благосостояния населения. В этом смысле налоговые вычеты можно рассматривать как социальную услугу государства. [16, С.32]

      Наряду со стандартными налоговыми вычетами налогоплательщик при определении налоговой базы вправе использовать и социальные налоговые вычеты. Данные вычеты позволяют налогоплательщику при налогообложении доходов учесть расходы, имеющие социальную направленность, и являются новеллой законодательства о налогах и сборах.

      В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [2, с.2]

 

3.2 Прогрессивная шкала ставок  НДФЛ

      Говоря  о достойной жизни и свободном  развитии человека - 15.01.2013 года Комитет Госдумы по бюджету и налогам вместе с правительством РФ выступил против принятия законопроектов, предусматривающих отказ от пропорционального налогообложения в пользу прогрессивной шкалы ставок НДФЛ. Бюджетный комитет считает, что введение прогрессивной шкалы может привести к снижению общей инвестиционной привлекательности России и ухудшению налоговых условий для формирующегося среднего класса. Кроме того, это существенно увеличит затраты на администрирование НДФЛ и создаст дополнительные стимулы для оттока из страны высококвалифицированных специалистов.

       Цитирую  эксперта Михаила Абрамова «Первым требованием должно быть реформирование судебной системы. Без этого все – пустое. Но вторым требованием должно быть введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Без этого не будет развиваться экономика.

       Существует и поддерживается миф, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 году в размере 13% позволило увеличить его собираемость, и предприниматели вышли из тени. Ничего подобного. Этот миф полностью разоблачают независимые друг от друга исследования Всероссийского центра уровня жизни и Счетной Палаты РФ, выполненные в 2002-2004 годах.

      Еще один миф, который нам внушают противники прогрессивной шкалы (как правило, обладатели больших доходов или прикормленные ученые): все уйдут в тень или выведут доходы за рубеж. Во-первых, существенно сократится численность плательщиков подоходного налога и, соответственно, можно будет более внимательно отслеживать доходы оставшихся. Во-вторых, куда они выведут доходы? Ведь в других странах прогрессивная шкала существует давно. Например, Алишер Усманов и Роман Абрамович входят в тройку самых богатых людей Великобритании. Вряд ли там им позволяют уклоняться от уплаты налогов. А ведь в Англии максимальная ставка – 50%.

       Во всех странах подоходным налогом облагают доходы из всех источников и в любой форме. В нашей стране главный источник информации о доходе – ведомость на зарплату, с которой взимают 13% в качестве подоходного налога. Реальные доходы, из которых складываются крупные состояния, в ведомостях не показывают, это – дивиденды, проценты, доходы, выводимые за рубеж по фиктивным контрактам, в оплату мифических интеллектуальных услуг, и т.д. Они у нас налогом либо вовсе не облагаются, либо для них придуманы всякие налоговые льготы. И вот результат: по числу долларовых миллиардеров мы быстро догоняем США, а на душу населения – уже обогнали.

       Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2012 году составляла 26489 рублей. А доходы 1% населения равнялись доходам остальной его части. Децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) у нас достигает по разным данным от 16,7 (Росстат) до 25-40 (расчеты экспертов). И дело не только в том, что неравенство – это нехорошо и чревато неприятностями для власти. Избыточное неравенство – тормоз экономического развития. Расчеты ученых РАН показывают, что при децильном коэффициенте равном хотя бы 10, ВВП России был бы на 30-50 процентов выше того, что мы имеем. И беда не в том, что богатые имеют высокие доходы. Беда в том, что с этих доходов они почти не платят налоги, а сами доходы уводят за границу, развивая экономики других стран.

       До введения прогрессивной шкалы надо уточнить понятия. Дело в том, что в России нет не только прогрессии при налогообложении доходов, но нет и самой базы подоходного налога. Половина российских граждан по своим доходам просто «не доросло» до уровня подоходного налога. Те заработки, что они имеют, едва обеспечивают выживание, и ни в одной развитой стране такие суммы подоходным налогом не облагаются. Величина не облагаемого подоходным налогом дохода в переводе на рубли, например, в Бразилии – 24.648 руб. в мес., в Китае – 15.144 руб., в Индии – 8.277 руб. Это – в бедных странах; в развитых странах необлагаемый подоходным налогом доход еще выше.

       Противники прогрессивной шкалы, помимо прочего, говорят, что ее введение угробит средний бизнес. Но ведь это зависит от параметров шкалы.

Для начала можно ввести прогрессивную шкалу со щадящими ставками:

- доходы до 15.000 руб. в  месяц не облагаются;

- доходы от 15.001 до 250.000 руб.  в месяц – 13%;

- доходы от 250.001 до 1.000.000 руб.  в месяц – 30%;

- доходы свыше 1.000.000 руб.  в месяц – 50%.

       Такой щадящей шкалы нет ни в одной стране.

       Пора понять, прогрессивная шкала подоходного налога при существующем в России социальном расслоении (избыточном неравенстве) – необходимое (хотя и не достаточное) условие развития экономики», с его мнением согласна.

Информация о работе Профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц