Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:42, курсовая работа
Цель работы - исследовать систему налоговых вычетов по НДФЛ в части налоговой ставки 13% и предложить меры по совершенствованию применения данной льготы. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
определить элементы НДФЛ и его место в налоговой системе Российской Федерации.
рассмотреть налоговые вычеты по НДФЛ как форм налоговой льготы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. НДФЛ в налоговой системе РФ………………………………………...5
1.1 Налоговая система России и налогообложение физических лиц..5
1.2 Основные элементы НДФЛ………………………………………….12
2. Налоговые вычеты по НДФЛ как форма налоговой льготы……..21
2.1Налоговые льготы и способы их применения……………………...21
2.2 Профессиональный вычет…………………………………………..24
3.Совершенствование и социальное значение налоговых вычетов в современных условиях……………………………………………………28
3.1 Инструменты налогового регулирования в современной налоговой системе…………………………………………………………………….28
3.2 Прогрессивная шкала ставок НДФЛ………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….42
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Курсовая работа
по дисциплине
«Теория налогов»
«Профессиональные налоговые вычеты по налогу
Выполнила:
Проверила:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. НДФЛ в налоговой системе РФ………………………………………...5
1.1 Налоговая система России и налогообложение физических лиц..5
1.2 Основные
элементы НДФЛ………………………………………….
2. Налоговые вычеты по НДФЛ как форма налоговой льготы……..21
2.1Налоговые
льготы и способы их
2.2 Профессиональный вычет…………………………………………..24
3.Совершенствование
и социальное значение
3.1 Инструменты
налогового регулирования в
3.2 Прогрессивная
шкала ставок НДФЛ………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………….42
Введение
Актуальность исследования. Особое место в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система. Налог на доходы физических лиц является основным налогом, которым облагаются граждане Российской Федерации. Он имеет важное значение для бюджетного регулирования и казны государства. Объектом налогообложения выступает совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Подоходный налог является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. В большинстве развитых стран данному налогу придается особое значение в решении социальных проблем общества.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Все это обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель работы - исследовать систему налоговых вычетов по НДФЛ в части налоговой ставки 13% и предложить меры по совершенствованию применения данной льготы. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
определить элементы НДФЛ и его место в налоговой системе Российской Федерации.
рассмотреть налоговые вычеты по НДФЛ как форм налоговой льготы
Объект исследования - профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ.
Предмет исследования - система экономических и правовых отношений в обществе по поводу предоставления налоговых вычетов по НДФЛ.
Налоговая система России создана под влиянием разных социально-политических, экономических и финансовых условий.
Понятие "налоговая система" на начальном этапе ее создания в РФ определялась как "совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, т.е. фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды включались в налоговую систему. Налоговые платежи, по сути, включали как непосредственно налоговые, так и неналоговые доходы. [12, с.125]
Сегодня налоговая система - это совокупность налоговых сборов, предусмотренных законодательством, а так же принципов, форм и методов их установления или отмены. [11, с.45]
Из налоговой системы исключен НДС, вместо него - страховые взносы во внебюджетные фонды.
Главный элемент налоговой системы - сам налог. Определение налога постоянно совершенствуется. Например:
Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Таким образом, понятие налоговой системы гораздо шире, чем понятие налога. Это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими задачами, целями и находятся в определенной связи между собой. Государственными субъектами налоговых отношений являются юридические и физические лица.
Важнейший элемент налоговой системы - совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов и пошлин. Налоговые отношения, которые возникают между государством и субъектами налогообложения, регулируются законодательными актами. Поэтому одним из элементов системы является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Субъектом налоговых отношений, непосредственно регулирующим налоговые платежи является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Система действующих в Российской Федерации налогов и сборов может быть представлена двумя построениями. Первое - официальное: оно обусловлено бюджетным (федеративным) устройством государства, закреплено в Налоговом кодексе РФ и подразделяет все налоги на три вида: федеральные, региональные, местные. Второе построение определяется способом взимания налогов и подразделяет все налоги на прямые и косвенные.
Федеральные налоги |
Региональные налоги |
Местные налоги |
-Налог на добавленную Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог. Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых. Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина |
- Налог на имущество Транспортный налог. |
- Земельный налог. Налог на имущество физических лиц. |
Рис.1 Виды налогов на 2012 г. (составлена автором по НК РФ (2012 г.))
Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные на всей территории Российской Федерации. В настоящее время состав федеральных налогов и сборов определяется ст.13 Налогового кодекса РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (предприятий), водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых. Сегодня широко обсуждается необходимость налога на роскошь. Планируется, что проект соответствующих изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации будет внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ в 2013 году. Объектами налогообложения будут являться: квартиры физических лиц с площадью более 1000 квадратных метров и легковые автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил. Уже сейчас, по мнению специалистов, такой вид налога противоречит НК РФ. Например, согласно ст.3 НК РФ "Основные начала законодательства о налогах и сборах", налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных критериев. Рассматриваемый законопроект исходит именно из данного критерия. Таким образом, законопроект по введению налога на роскошь нуждается в глубочайшей проработке, принятие его в существующем виде нецелесообразно.
Среди федеральных налогов следует выделить регулирующие налоги, которые в соответствии с бюджетным законодательством (ст.48 Бюджетного кодекса РФ) поступают в бюджеты всех уровней. К ним относятся: налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц.
К региональным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате лишь на территории субъектов Российской Федерации. Точнее, это налоги и сборы субъектов федерации. К этим налогам, состав которых определяется ст.14 Налогового кодекса РФ, относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог. В действие данные налоги вводятся законами субъектов Федерации.
Местными признаются налоги, действующие и обязательные к уплате на территории муниципального образования. К местным налогам, состав которых предусмотрен ст.16 налогового кодекса РФ, относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. При введении местного налога представительные органы местного самоуправления определяют: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному налогу.
Наряду с федеральными налогами, установлены для малого и среднего предпринимательства специальные налоговые режимы. К ним относятся:
1) для советов народного хозяйства (СНХ);
2) упрощенная система налогообложения (УСН);
3) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
В настоящее время планируется переход от ЕНВД к УСН на основе патента.
Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенцией.
Другая система налогов, выстраивающая их по способу взимания, подразделяет налоги на прямые и косвенные. В прямых налогах объектом обложения является доход или имущество налогоплательщика. Налог исчисляется в виде определенной доли от денежных доходов (заработной платы, прибыли предприятия) либо имущественного состояния плательщика (стоимости строений, транспорта). В прямых налогах налогоплательщик приходит в непосредственные отношения с налоговыми органами, которые предъявляют к нему свои "податные требования". К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на землю и другие.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, не связаны с доходами и имуществом налогоплательщика. Они включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.
Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физических лиц (налог на доходы физических лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физических лиц (транспортный налог и др.).
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. [Приложение 1]
Налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным её недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения.
Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.
Информация о работе Профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц