Проблемы развития налоговой реформы и их взаимосвязь с налоговой политикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - изучить теоретический материал с применением его на практике. При написании курсовой работы решить следующие задачи:
изучить и проанализировать литературные источники по данной теме;
прорешать задания контрольной работы, а именно:
рассчитать среднегодовую стоимость имущества ;
рассчитать сумму авансовых платежей;
рассчитать сумму ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;
рассчитать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
рассчитать сумму квартальных авансовых платежей налога;
рассчитать сумму налога, подлежащую внесению в бюджет;
составить налоговые декларации ( налог на имущество организации, налог на прибыль организации).

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение налоговой политики 5 1.1. Стратегия и тактика налоговой политики 7
1.2. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 8
2. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в РФ 10
2.1. Налоговая политика 10
2.2. Основные факторы динамики налоговых поступлений 13
2.3. Меры по преодолению бюджетного дефицита 18
3. Проблемы развития налоговой реформы и их взаимосвязь с налоговой политикой 25 4. Контрольное задание 29 Заключение 38
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам2.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Одним из важнейших макроэкономических факторов, воздействующим на многие экономические  процессы, в том числе на государственные доходы является динамика задолженностей и неплатежей предприятий. Проблема платежного кризиса в переходных экономиках, несмотря на ее чрезвычайную важность ,изучена крайне недостаточно. Среди основных факторов развития кризиса задолженности выделяют такие, как мягкость бюджетных ограничений предприятий, неплатежи предприятиями со стороны государственного бюджета, а также важной причиной является криминальная составляющая. В качестве показателей, отражающих развитие платежного кризиса, используется величина дебиторской задолженности предприятий и недоимок по платежам в бюджет. Во-первых, обязательства по уплате налога ан прибыль и НДС появляются у предприятий после оплаты их клиентами поставленных им товаров и услуг, поэтому рост дебиторской задолженности приводит к сокращению объема реализации и прибыли, и как следствие, к падению реальных налоговых поступлений. Во-вторых, общая величина дебиторской задолженности воздействует на динамику реальных налоговых поступлений из-за обесценения этой задолженности под влиянием инфляции. Чем больше величина дебиторской задолженности, тем при данных темпах инфляции больше ее обесценение и, соответственно, меньше реальный объем реализованной продукции, прибыли и уплаченных налогов. Чем выше инфляция, тем приданной величине дебиторской задолженности больше ее обесценение и, соответственно, меньше объем налоговой базы и налоговых поступлений. В-третьих, от размеров просроченной дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) существенно зависит общая величина неплатежей предприятий бюджету. Это объясняется тем, что неплатежеспособность предприятий непосредственным образом сказывается на платежеспособности их кредиторов и взаимоотношениях последних с бюджетом. Важным фактором, характеризующим платежный кризис и оказывающим непосредственное воздействие на налоговые поступления, являются налоговые недоимки. Задолженность предприятий перед бюджетом включает в себя сумму начисленных налогов, не перечисленных в бюджет, штрафные санкции, наложенные на налогоплательщика в связи в допущенными налоговыми нарушениями и пени за просрочку уплаты налога и штрафов. Динамика недоимки в бюджет в значительной мере определялась политическими процессами в России. Так, резкий рост недоимки можно было наблюдать летом-осенью 1993 года в момент обострения противостояния между Президентом России т Парламентом. Аналогично недоимки резко возросли в 1996 году в связи с неопределенностью, вызванной предстоящими президентскими выборами. Предприятия наращивали недоимки, рассчитывая или на популистские шаги действовавшего Президента перед выборами или на смену экономического курса.  

На протяжении исследуемого периода налоговые  поступления находились под серьезным  влиянием процессов деградации налоговой  дисциплины. Это проявлялось как  в расширении масштабов легального уклонения от налогов путем применения предоставляемых льгот и использования противоречий в налоговом законодательстве, так и в форме противозаконного уклонения от налогов. Важнейшим путем противозаконного сокращения налоговых обязательств является использование неучтенных в бухгалтерии наличных денег для осуществления многих хозяйственных операций, таких, как реализация продукции, приобретение товаров и услуг, выплата заработной платы и т.д. Масштабы наличного оборота, позволяющего осуществлять хозяйственные операции без их оформления в бухгалтерском учете предприятия и, соответственно, без возникновения налоговых обязательств, приобрели в пореформенные годы чрезвычайно существенные масштабы. В тоже время такого рода экономические операции, связанные с уклонением от налогов, занимают важное место в теневой экономике, которая кроме разрешенных законом операций, скрываемых от налогообложения включает противозаконные операции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          

                                   2.3. Меры по преодолению бюджетного дефицита

        Бюджетный дефицит относится к финансовым явлениям, однако оно не обязательно принадлежит к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с ним. Однако сейчас в России бюджетный дефицит достиг такого размера, который позволяет говорить о тяжелейшем бюджетном кризисе, ибо и по показателю дефицита государственного бюджета, и по государственному долгу превышены все предельно допустимые нормы. Качество самого бюджетного дефицита может быть различным:  -дефицит может быть связан с необходимостью с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики - в этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства; - дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств ( войны, крупных стихийных бедствий т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; · дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Именно такой дефицит имеет место сейчас в России. В настоящее время это чрезвычайное опасное и тревожное явление, требующее принятия не только действенных и срочных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Государство не в состоянии обеспечить собираемость налогов и вынуждено действовать в условиях хронического бюджетного дефицита, урезая свои расходы даже по сравнению с необходимым минимумом. Предприятия-налогоплательщики справедливо ссылаются на крайне высокое налоговое бремя. Так, в условиях налоговой системы, действовавшей в 1996-1997 гг., даже без учета налогов на имущество. землю, на себестоимость, акцизов и других налогов на выручку от реализации продукции, таможенных пошлин и ресурсно-экологических платежей, множества относительно мелких федеральных, региональных и местных налогов полная приростная ставка налогообложения (основной показатель налогового бремени) составляла соответственно 48, 3 % при минимальной ставке подоходного налога и 61, 8 % фонда оплаты труда - при максимальной. Дальнейшее их возрастание продолжалось при увеличении ставок акцизов и других налогов на выручку от реализации, отсюда вывод: налоговый пресс в отношении отечественных производителей слишком велик. Отмечу основные причины бюджетного дефицита:

1. низкая  результативность общественного  производства ( национальный доход  составляет меньше 40% от ВВП). Эта  проблема усугубляется ростовщическими  формами кредитования реального сектора экономики.  
 

    Производственные инвестиции с 1991 по 1998 года сократились в 5 раз, выпуск

продукции   – в 2 раза;

2. крайне  нерациональная структура государственных  бюджетных расходов, носящих потребительский  характер, в результате чего происходит проедание средств;

3. прекращение  финансирования бюджетного дефицита  через ГКО-ОФЗ. Попытка достижения  финансовой стабилизации с помощью  выпуска ГКО-ОФЗ ( 1995-1998 гг.) полностью  провалилась, о чем красноречиво  свидетельствовал обвал 17 августа  1998 г. Это произошло из-за оттягивания этими долговыми ценными бумагами основной части потенциальных инвестиционных ресурсов из реального сектора экономики;

4. огромные  размеры государственного долга,  темпы возрастания которого таковы, что правительство не успевает его погашать. При этом затраты государства по обслуживанию государственного долга составили в 1998 г. около 1/3 всех расходов федерального бюджета; 5. постоянные внешние заимствования государства для покрытия вышеуказанных расходов, что также недопустимо в существующей ситуации;

6. неэффективная  политика приватизации не привела  к структурной перестройке экономики; 7. долларизация экономики, проявляющаяся  в притоке крупных сумм в  иностранной валюте из-за рубежа;

8. примитивные  формы расчетов, большое количество денежных суррогатов, бартер, отток капитала из страны, нестабильность и утрата доверия к власти вот лишь неполный перечень причин, приведших к огромному бюджетному дефициту и все нарастающему бюджетному кризису;

 9. неэффективная налоговая система. Она находит свое отражение в очень высоком налоговом бремени для отечественных товаропроизводителей, о чем уже было сказано выше. Некоторые положения Налогового кодекса не состыковываются с другими сферами законодательства, особенно с гражданским. Во всех странах мира государственных долг и дефицит бюджета являются ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правительства. в странах с так называемыми развивающимися рынками, к числу которых относится и Россия, долги ( внешние и внутренние) всегда порождали серьезные финансовые кризисы. Для предотвращения бюджетного кризиса и сокращения дефицита необходимы согласованные и совместные меры, проводимые в рамках бюджетной, налоговой и промышленной политики. По мнению автора необходимо осуществить следующие основные меры по преодолению бюджетного дефицита.

1. Фундаментальный  недостаток действующей налоговой  системы ее ярко выраженный  фискальных характер, что выражается  в ее равнодушии к интересам  развития производства, соответственно  возникает проблема устранения этого недостатка, что требует придания  
 

налоговой системе способности стимулировать, с одной стороны, увеличение затрат хозяйствующего субъекта на производительные цели, с другой уменьшение расходов на цели

непроизводительного и личного характера. Для этого следует обратить внимание на такие мероприятия как:

а) снижение ставок налогов на производство, в  том числе НДС и на прибыль. Логика налоговой реформы в данном направлении такова. Налоги все равно  собираются на уровне 50-60 %, приводя лишь к росту недоимок бюджета. Если их сократить, то собираемость возрастет, а положение предприятий будет облегчено и они смогут высвободившиеся средства направить на инвестиции, что в свою очередь также даст дополнительный доход государственному бюджету. Прежде всего необходимо снизить НДС. Однако по мнению других экономистов это не совсем правильное решение. НДС самый плохой налог, ибо его приходится платить всем, от него труднее уклониться. Кроме того, он оберегает бюджет от потерь в период инфляции, а ее угроза все возрастает. НДС должен быть священной коровой, поскольку это главная опора бюджета. Снижение ставки налога даже на 5 %, по мнению экономистов, первая реальная ошибка правительства Е. Примакова. В результате в 1999 году нас ждет сокращение доходов бюджета. Таким образом, этот вопрос пока остаются открытым. Снижения ставок налогообложения можно достичь 3 способами:

- снижение  ставок основных налогов и  упразднение мелких;

- отмена  дублирующих налогов ;

- предоставления  налогоплательщикам права зачета одного налога в налоговое обязательство по другому.

б) замена общего налога на прибыль дифференцированным обложением различных ее частей: инвестируемой  в производство и используемой на нужды личного и непроизводительного  потребления. Для этого целесообразно использовать освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, цели развития производства, освоения новой техники, на проведение научных исследований и разработок, пополнение оборотных средств предприятия. Максимально возможное уменьшение налога на прибыль при одновременном дифференцированном налогообложении двух различных ее частей призвано не только повысить заинтересованность предприятий в максимизации прибыли, но и стимулировать приоритетность ее использования на нужды расширенного воспроизводства.

в) линия  развития общественного производства должно возобладать и во внешнеэкономической  сфере. Здесь остро встает вопрос об импортных таможенных пошлинах. Существует 2 позиции: Первая: целесообразно  пойти на всемерное повышение таможенных пошлин, ибо требуется действенная защита отечественных  

товаропроизводителей. Вторая: надлежит максимально снизить  таможенные пошлины, ибо защищать следует  отечественных потребителей. Однако данный вопрос следует решать на основе четкого структурирования системы таможенных пошлин, в целом направленного на дестимулирования ввоза предметов потребления и соответствующего стимулирования

импорта средств производства и современных  технологий. конкретную величину отдельных  таможенных пошлин следует поставить в зависимость от характера потребления импортируемых изделий и от того, являются ли они средствами производства или продукцией, относящейся к предметам массового спроса или роскоши. При этом наиболее льготный режим устанавливается для ввозимых технико-технологический изделий, важных для развития отечественного производства, не в России не выпускаемых. Максимально же жесткий, с исключительно высокими таможенными пошлинами, режим по отношению к импорту предметов роскоши и предметов повышенного комфорта. В данном вопросе нельзя допускать таможенной уравниловки. Сугубо дифференцированный подход требуется при решении вопросов экспорта. Вполне возможно улучшить обеспечение потребностей отечественных производителей в сырье, манипулируя экспортными таможенными пошлинами. Взвешенно поднимая пошлины на некоторые виды сырья и материалов, можно уже сегодня затруднить их вывоз в необработанном виде, стимулируя тем самым хотя бы первичную переработку внутри страны. Режим же наибольшего благоприятствования целесообразно предоставить для экспорта тех видов продукции, в производстве которых Россия имеет соответствующие конкурентные преимущества.

г) дополнить  традиционно используемое прогрессивное  налогообложение общих сумм личных доходов граждан дифференцируемым обложением различных его частей этих сумм в зависимости от характера их использования. Дополнительное взимание части налогов с той части доходов физических лиц, которая используется ими на личное потребление

( имеется  в иду косвенное обложение  покупок предметов роскоши и предметов повышенного комфорта) способно оказать определенное противодействие немедленному проеданию личных доходов и стимулировать их использование в качестве инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Проблемы развития налоговой реформы и их взаимосвязь с налоговой политикой