Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в России для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и роль малых предприятий в экономике России,
исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ, выявить их преимущества и недостатки;
обосновать критерии выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса.
на примере функционирующего бизнеса дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
7
1.1. Малые предприятия и условия, необходимые для их формирования
7
1.2.Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в России
12
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
15
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса
15
2.2. Упрощенная система налогообложения
19
2.3. Единый налог на вмененный доход
33
2.4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
41
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ЗАО
49
3.1 Анализ налогообложения ЗАО по результатам деятельности 2003 - 2004 г.г.
49
3.2. Выбор оптимального варианта объекта налогообложения при применении УСНО
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
62

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

Малые формы предпринимательства  обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых.

Наиболее точно данные о малых предприятиях наиболее развитых стран содержатся в Таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели развития малого предпринимательства

в развитых странах (в  конце 1990-х годов)

 

Страна

Количество малых и  средних фирм

Число занятых

млн. чел.

Доля малых и средних фирм (%)

Тыс.ед

в расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности  занятых

 

в ВВП

1

2

3

4

5

6

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,2

5,65

8,1

9,6

10-11


 

Как видно из Табл.1, развитие малого бизнеса в России существенно  отстает в сравнении с рядом  развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%.

В экономике развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде [25, c. 30].

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Что касается России, то малый бизнес здесь находится  только на стадии развития.

 

 

1.2.Эволюция налогообложения  субъектов малого предпринимательства в России

 

Из многих проблем, с которыми сталкивались малые предприятия на протяжении всей современной истории рыночных преобразований в стране, то здесь необходимо выделить несовершенство налогового законодательства.

 Тяжелый налоговый  пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находилась в теневой сфере экономики [24, c. 11].

Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ с самого начала не был тщательно проработанным нормативным актом, что создавало множество проблем на практике.

Порядок налогообложения, например, индивидуальных предпринимателей менялся столь часто, что предусмотреть налоговую нагрузку, которую придется нести бизнесу, стало практически невозможно. Несогласованность старого закона с вводимым в действие новым налоговым законодательством приводила, как правило, к ухудшению положения налогоплательщиков.

 Например, с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели попали в категорию плательщиков по налогу на добавленную стоимость. С 1 января 2002 г. налоговая база по единому социальному налогу с доходов от предпринимательской деятельности была поставлена в зависимость от объема дохода, а не от стоимости патента. При этом все происходило на фоне непрекращающихся заверений со стороны правительственных чиновников о поддержке и помощи в развитии малого бизнеса.

Одним из недостатков  старого законодательства являлось то, что его нормы не могли охватить все многообразие операций, которые проводили хозяйствующие субъекты. В результате на практике возникало множество неразрешимых вопросов, непосредственно связанных с налоговыми обязательствами. Так как старый закон отнюдь не способствовал развитию малого бизнеса, сфера его применения была достаточно узка. К тому же закон регулировал налогообложение тех хозяйствующих субъектов, у которых цена решения налоговых вопросов относительно невысока. Эти обстоятельства создавали благоприятную основу для произвола со стороны чиновников.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в  целом и каждого гражданина в  отдельности.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность[26, c. 14].

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому  большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

    • упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
    • защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
    • совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

Без преувеличения можно  сказать, что принятие нового упрощенного режима налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом открывает новый этап взаимоотношений государства с малым бизнесом. К преимуществам нового закона следует отнести заявительный характер перехода на применение упрощенной системы, а не разрешительный.

Для снижения налоговой  нагрузки малых предприятий были приняты специальные налоговые  режимы: упрощенная система налогообложения,  единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, заменяющие уплату части налогов единым налогом [22, c. 28].

С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.    НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

2.1. Сущность  и роль специальных налоговых  режимов для малого бизнеса

 

В Налоговом кодексе  РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный налоговый режим".

Специальный налоговый  режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].

Специальный налоговый  режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны,  ее содержание составляет движение  стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны,  — это категория особой организации  налогообложения, строящаяся на  специальных принципах, и управления  налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную  сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и  объекта исследуемого явления. Таковым  выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте  специального режима отводится единому  налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов.

К такого рода налоговым  платежам следует отнести следующие:

- налоги, взимаемые субъектами  в качестве налоговых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);

- акцизы на отдельные  виды товаров;

- государственная пошлина;

- таможенные платежи;

- взносы (платежи) на  обязательное государственное пенсионное страхование;

- лицензионные и регистрационные  сборы;

- налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;

- экологические налоги;

- другие налоги и  сборы, поступающие в целевые  бюджетные фонды, непосредственно  не связанные с основной деятельностью субъекта.

Все не перечисленные  выше налоговые платежи, установленные  общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную  стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации продукции и прибыли или доходов от деятельности, не связанной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических налоговых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи[28, c. 51]..  

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый  режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принципов через единый налог в той или иной форме. Он может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого экономического и фискального эффекта.

Налоговое регулирование  в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.  

Регулирующие способности  специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Информация о работе Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства