Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью работы является анализ деятельности налоговых органов по организации и проведению камеральных налоговых проверок.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1) исследовать значение и сущность камеральных налоговых проверок;
2) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
Введение. 2
1. Камеральная налоговая проверка как сущность налогового контроля. 4
1.1. Сущность камеральной налоговой проверки. 4
1.2. Функции и значение камеральной проверки. 7
2. Регламент проведения камеральной налоговой проверки. 9
2.1. Порядок и сроки проведения камеральной проверки. 9
2.2. Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной налоговой проверки. 15
2.3. Оформление результатов камеральной проверки. 18
3. Перспективы совершенствования организации и проведения камеральной налоговой проверки. 20
3.1. Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки. 20
3.2. Пути совершенствования камеральной проверки. 25
Заключение. 28
Список использованной литературы. 29
Приложение. 31
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. О начале камеральной проверки налогоплательщик не информируется.
Непосредственно приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как налогоплательщик сдал отчетность. Однако независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления отчетности.
Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах. Он истекает по истечении третьего месяца проверки. В случае если налогоплательщик подает уточненную декларацию (расчет), то камеральная проверка поданной ранее (первичной) отчетности прекращается. При этом налоговый орган должен прекратить все действия в отношении первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). После этого начинается камеральная проверка непосредственно уточненной декларации (расчета). Срок ее проведения исчисляется со дня, следующего за днем представления уточненной декларации (расчета).
Предметом камеральной налоговой проверки является выявление нарушений законодательства о налогах и сборах.
Камеральная проверка проводится на основе информационных ресурсов, которые можно подразделить на 3 группы:
1. Регулярная отчетность (налоговые декларации, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка, аудиторское заключение и т.д.).
2. Информация из внешних
источников (сведения, связанные с
учетом организаций и
3. Дополнительная информация (информация, полученная при проведении выездных налоговых проверок).
Основными этапами камеральной проверки являются:
1. Предварительный анализ;
2. Внутридокументный анализ;
3. Междокументный анализ;
4. Досудебная проверка;
5. Углубленный анализ.
Стадии камеральной проверки.
Предварительный этап (нулевая стадия).
Осуществляется прием налоговой отчетности и иных документов налоговым органом. Производится визуальный контроль предоставленных документов на предмет полноты предоставления налоговой отчетности, наличия наименования налогоплательщика, его ИНН, подписи и других реквизитов. Принимающее лицо не вправе отказать в приеме документов, если отсутствует один из предусмотренных документов.
На основании полученных документов отделом камеральных проверок формируется реестр по видам налогов с указанием даты их сдачи и даты проверки. Затем эти сведения передаются в отдел учета и отчетности, где подвергаются обработке, после чего возвращаются обратно в отдел камеральных проверок.
На данном этапе налоговым органом осуществляется проверка поступления денежных средств на соответствующий бюджетный счет.
На 1-ое число месяца составляются
данные по недоимкам и переплатам
по всем налогам и налогоплательщикам,
которые фиксируются в
а) погашение недоимки по другим налогам;
б) направление в счет предстоящих платежей в бюджет;
в) возвращение сумм переплаты.
Также проводится проверка
контрольных соотношений –
В отношении налогоплательщика, представившего отчетность в течение двух
недель после положенного срока, могут быть применены следующие санкции:
- штраф в размере 5% от суммы неуплаченного налога;
- пени за каждый день просрочки
Если налогоплательщик не предоставляет отчетность по истечении двух недель после положенного срока, налоговый орган вправе приостановить его операции по счетам в банке.
1-ая стадия.
Налоговый орган проводит междокументный анализ налоговых деклараций и других документов. Осуществляется сопоставление и сравнение информации на базе пакета документов налоговой и бухгалтерской отчетности. Производится анализ налоговых баз по видам налогов, посредством которого анализируется динамика налоговых баз за 3 года, динамика вычетов, также анализируется обоснованность применения налоговых льгот. Налоговый орган отслеживает изменилась ли ставка налога для данного предприятия, а также осуществляет проверку отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств.
Если в результате сопоставления
возникают несоответствия в предоставленных
документах, в течение пяти дней
налогоплательщику сообщается о
необходимости представить
Осуществляется процедура сверки расчетов. Сверка проводится обязательно:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при снятии налогоплательщика с учета (ликвидация, реорганизация и т.д.);
- по инициативе
Сверку осуществляет отдел по работе с налогоплательщиками. Он формирует акты сверки расчетов – Акт сверки №23 (полный), Акт сверки №23-а (краткий) (Приложение 3,4).
Срок сверки не должен превышать 10 дней. Если есть расхождения, то данный срок может быть продлен до 15 дней.
Если по итогам проведения камеральной проверки не было выявлено никаких нарушений, акт не составляется, подписываются листы налоговой декларации.
2-ая стадия.
Фаза 1.
Инспектор вправе истребовать
у налогоплательщика
Фаза 2.
Возможно истребование документов у контрагентов (встречная проверка):
- сведения о контрагентов, представляемые банками;
- сведения о конкретных сделках;
- сведения о налоговых агентах.
Информация предоставляется в течение 10 дней.
Фаза 3.
Проводится углубленный финансово-экономический анализ деятельности организации.
Фаза 4.
Если обнаружено нарушение
законодательства о налогах и
сборах, должностное лицо должно в
течение 10 дней составить акт по
результатам камеральной
Фаза 5 (Углубленная камеральная проверка).
Руководитель рассматривает полученное возражение от налогоплательщика в течение 5 дней.
Налогоплательщик имеет
право принять участие в
Руководитель налогового органа может продлить, но не более чем на 1 месяц срок рассмотрения материалов проверки. На этой стадии могут проводится дополнительные мероприятия налогового контроля.
По итогам такого рассмотрения выносится решение, которое вручается налогоплательщику в течение 5 дней с момента его вынесения. Решение вступает в силу в течение 10 дней после его вручения налогоплательщику. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу на решение.
Фаза 6.
После вынесения решения
о привлечении
Такое решение может быть
обжаловано налогоплательщиком. В судебном
порядке решение может быть обжаловано
после рассмотрения его вышестоящим
органом. Решение вступает в силу
со дня утверждения его
Фаза 7.
Вышестоящий налоговый орган после рассмотрения жалобы направляет в налоговый орган вынесенное решение, в течение трех дней направляется обращение на исполнение.
Если налоговый орган подает исковое заявление, то уплата налога производится по решению суда, если по требованию налогового органа налогоплательщик не уплачивает налог добровольно.
На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст.86, 90 - 97 НК РФ):
- истребование документов
у налогоплательщика, а также
у его контрагентов и иных
лиц, обладающих документами
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста, переводчика.
Отметим, что природа камеральной
проверки, а также некоторые формулировки
Налогового кодекса РФ дают основания
сомневаться в том, что все
перечисленные мероприятия
В ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать документы у налогоплательщика, только если в представленной декларации заявлены:
- применение льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- исчисление налогов, связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, они могут потребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к отчетности в соответствии с действующим законодательством, но не приложил.
Если приведенных выше оснований для истребования документов нет, налоговики не вправе их запрашивать (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В ходе камеральной проверки налоговики могут проводить допросы свидетелей. Такой вывод следует из ст. 90 НК РФ.
В то же время некоторые специалисты считают, что проведение допроса свидетелей в ходе камеральной проверки не соответствует ее природе.
В Налоговом кодексе РФ нет запрета на такие действия налоговиков. Из этого исходит и судебная практика.
Так, суды принимают протоколы допросов свидетелей в качестве доказательств, которые налоговики могли учесть при принятии решений по камеральным проверкам.
Согласно п. 3 ст. 95 НК РФ экспертиза назначается только постановлением должностного лица, которое осуществляет выездную проверку.
Следовательно, есть основания полагать, что при проведении камеральной проверки такое мероприятие проводить нельзя.
Однако из п. 1 ст. 95 НК РФ следует, что эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля (п. 1 ст. 95 НК РФ). Камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Практика показывает, что налоговики привлекают экспертов в порядке, который установлен ст. 95 НК РФ, и при проведении камеральных проверок. И суды их в этом зачастую поддерживают.
Кроме того, по мнению некоторых судов, формулировка п. 3 ст. 95 НК РФ дает основание считать, что экспертиза назначается постановлением только в ходе проведения выездной проверки. В других случаях, в том числе при проведении камеральной налоговой проверки, соблюдать эту процедуру привлечения эксперта налоговый орган не обязан.
При необходимости налоговики вправе для осуществления налогового контроля привлекать специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ). Поскольку камеральная проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ), специалисты и переводчики могут быть приглашены и при проведении такой проверки.
Что касается услуг переводчика, то они особенно актуальны при проверках по "экспортному" НДС. В частности, суды приходят к выводу, что налоговики не вправе отказать по итогам камеральной проверки в возмещении НДС только на том основании, что документы, подтверждающие применение ставки 0% (ст. 165 НК РФ), не переведены на русский язык.
При этом суды ссылаются
на право налогового органа запросить
такой перевод у
Информация о работе Порядок проведения камеральных налоговых проверок