Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении экономических, судебных и правовых проблем в налоговом администрировании и в работе налоговых орган. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность, методы налогового администрирования в Российской Федерации;
Контроль, регулирование налоговой системы

Работа содержит 1 файл

черновик курсовой работы.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Поскольку экономический эффект от реструктуризации бесспорен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих платежей по налогам и сборам не в полном объёме или несвоевременно за истёкший квартал, или с нарушением графика.

Логическим  продолжением реструктуризации можно  считать создание благоприятного налогового режима с начала 2004 года для хозяйствующих  субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

 

    1. Организация работы налогового администрирования в налоговой инспекции

 

Совершенствование налогового администрирования в  Российской Федерации.

 

Современная система налогового администрирования  в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые  можно условно разбить на три  группы:

1) необходимость  налаживания налогового администрирования,  наличие пробелов и недоработок  в общих принципах налогового  права;

2) недостатки  в формулировках и режимах  налоговых законов, регулирующих  применение конкретных налогов.  Среди них следует выделить  законы, регулирующих налоги на  доходы и имущество физических  лиц и НДС;

3) недостатки  в работе налоговых органов:  в управлении и организационной  структуре налоговых органов,  в отношениях между вышестоящими  и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов  с органами власти соответствующих  административно-территориальных образований,  в организации использования  информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.22

Успешное  осуществление общенациональной программы  совершенствования налогового процесса предполагает проведение тщательной предварительной  подготовки и планирования действий. Как представляется, такая программа  должна охватывать практически все  аспекты налогового администрирования  – совершенствование организационной  структуры налоговых органов, использования  новых технологий налоговой работы, новые  подходы к оказанию услуг  и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработка более высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников  налоговых органов, укрепление материально-технической  базы.23

Одновременно  начато внедрение программного комплекса  «Система электронной обработки  данных ИМНС местного уровня», что потребует  обучения более 55-ти тысяч сотрудников. Поставлена задача, чтобы до конца 2003 года не менее 50% налогоплательщиков представляли свою отчётность в электронном виде. При этом усиливается контрольная  работа налоговых органов – в  ней должно быть занято не менее 40% всего  персонала налоговых инспекций. Центр тяжести контрольной работы переносится на камеральные проверки, которые должны включать оценку достоверности показателей налоговой отчётности на основе анализа внешних и внутренних источников информации (сейчас большая часть информации, поступающей из внешних источников, обрабатывается вручную, что негативно отражается на её актуальности), с применением методов, основанных на системе косвенных индикаторов. Внедряется также система автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Для обеспечения  эффективной работы местного и регионального  уровней налоговых органов необходимо расширить объём взаимодействия с соответствующими подразделениями  федерального казначейства, другими  государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приёма сведений о платежах от подразделений  федерального казначейства. Оперативный  обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения  санкций на налогоплательщиков за просрочку  платежей. Обмен информацией в  электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами, позволит оперативно получать и использовать в аналитической  работе налоговых органов косвенные  сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимы для  контроля налогооблагаемой базы. В  настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов  не хватает ресурсов для её перевода в электронную форму с целью  дальнейшего использования в  автоматизированном режиме. Важным элементом  информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путём нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.24

Развитие  налоговой системы, планируемые  изменения в налоговом администрировании  невозможны без дальнейшего совершенствования  информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в  центральных и региональных налоговых  органах. В основе этой работы –  централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях  за счёт создания центров обработки  данных.

В плане  совершенствования налогового администрирования  предполагается создание центров обработки  данных (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработки, хранению и использованию большого объёма информации налоговых органов  всех уровней. ЦОД регионального  уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как  региональные управления МНС России, так и подчинённые им налоговые  инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоёмких функций, с учётом выполнения их автоматизированным способом, позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.25

 

Одним из важнейших направлений в работе ЦОД является централизованный контроль соблюдения законодательства о налогах  и сборах, в том числе с учётом данных из внешних источников, обеспечение  работ по сбору и обработке  всей потенциально доступной информации о ведении хозяйственной деятельности налогоплательщика, влияющей на уплату налогов и сборов. ЦОД должен обеспечить создание банка данных на основе информации, поступающей не только от налогоплательщика, но из других источников, в том числе  государственных и негосударственных  структур. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщике, решать задачи контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми категориями налогоплательщиков, обеспечить с максимальной эффективностью планирования выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.

В рамках информационной системы совокупность территориальных центров обработки  данных объединяется в единую иерархическую  систему, на верхнем уровне которой  будет находиться федеральный центр  обработки данных. Федеральный центр  обработки данных признан обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра.

В программе  определены основные направления развития налоговых органов, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей  и реализацию на новом, качественном уровне функций, возложенных на министерство РФ по налогам и сборам.26

Реализация  программы предполагает выполнение следующих основных задач:

совершенствование механизмов обеспечения поступления  налогов и сборов в бюджеты  всех уровней и в государственные  внебюджетные фонды, а также учёта  и контроля за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты;

внедрение прогрессивных форм организации  и администрирования налоговых  органов, в том числе новых  процессов и процедур, современных  систем и оперативных средств  управления;

совершенствования законодательства о налогах и  сборах упорядочение нормативно-правовой основы деятельности налоговых органов  в целях создания достаточных  условий для выполнения возлагаемых на них функций;

повышение правовой грамотности, информированности  налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах;

развитие  общенациональной системы учёта  налогоплательщиков, обеспечивающей всеобъемлющий  охват и оперативный контроль процессов деятельности субъектов  налогообложения;

создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с  учётом обеспечения безопасности информации;

повышение профессионального уровня сотрудников  налоговых органов, соблюдение ими  профессиональной этики, справедливого, беспристрастного отношения к налогоплательщику;

развитие  ресурсного обеспечения и гарантий государственных служащих налоговых  органов, обеспечивающих выполнение ими  должностных обязанностей.

 

В рамках этих задач предполагается:

а) создание автоматизированной системы, позволяющей  принимать от различных ведомств и обрабатывать информацию о финансовых и товарных потоках, объёмах производства определённых категорий налогоплательщиков, социально-экономическом состоянии  и налоговом потенциале регионов России, среднестатистических данных по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также иную информацию, необходимую  для выполнения возложенных на налоговые  органы функций;

б) создание системы информационного обмена со странами ближнего и дальнего зарубежья  в рамках действующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений;

в) создания автоматизированного банка данных налоговых органов на основе информационных ресурсов различных ведомств.

Кроме того, начато внедрение системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций и  других документов, а также системы  их приёма и обработки.

Для реализации этой задачи необходимо:

а) внесение изменений в действующее законодательство в части представления отчётности налогоплательщиков на магнитных носителях;

б) разработка технологии передачи и приёма отчётности налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам (Интернет, портал, электронная  почта) с применением средств  защиты;

в) разработка комплекса программных средств, обеспечивающих технологию электронного представления деклараций и других документов.

Ведётся подготовка к внедрению системы  формирования и ведения банка  данных объектов недвижимости физических и юридических лиц с целью его использования при исчислении налоговых платежей и проведения налоговых проверок.27

Для обеспечения  стабильного функционирования этой системы необходимо:

а) создание технологической среды для межведомственного  информационного взаимодействия с  внешними организациями, осуществляющими  ведение кадастров недвижимого  имущества;

б) разработка комплекса программных средств, обеспечивающих функционирование системы, создание и ведение банка данных, а также использование информации при исчислении налоговых платежей и проведения налоговых проверок;

в) разработка инструктивно-технологической документации, обеспечивающей описание процедур, выполняемых  при функционировании системы.

В рамках выполнения задачи по совершенствованию  организационных структур налоговых  органов начата работа по:

а) реорганизации  территориальных налоговых органов  с целью перехода на типовые структуры  и сокращения их числа за счёт укрепления, включая:

переход инспекций и управлений ИМС России на типовые структуры, построенные  по функциональному принципу;

укрепление  налоговых структур за счёт создания межрегиональных и межрайонных  инспекций;

б) создание трёхуровневой системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (на федеральном, межрегиональном и  региональном уровнях);

в) перераспределению  функций и оптимизации численности  персонала по уровням системы, включая:

Информация о работе Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования