· Несмотря
на временный экономический эффект
сельско-хозяйственной реформы 1965
г.. аграрный сектор в целом
продолжал быть нерентабельным.
Он поглощал огромные суммы дотаций из
бюджета; к 1989 г. они достигли 90 млрд. рублей.
Да, закупочные цены были повышены в 2 раза,
но одновременно в 2-3 раза выросли цены
на необходимые селу машины и механизмы,
горючее. В стране насчитывалось лишь
30% рентабельных колхозов и совхозов, которые
давали стране 80% товарной продукции. Урожайность
зерновых росла крайне медленно. С1970 по
1985 г. она выросла в СССР с 13,9 до 16,9 ц с гектара,
в то время, как в США – с 31,4 до 47 ц с гектара,
в ФРГ –с 33,4 до 52,9 ц, Венгрии – с 24,9 до 50,4
ц (данные академика ВАСХНИЛ А.А.Никонова.
«Известия», 1995, 17 сентября).
· Слабо развивались
отрасли группы «Б», работающие на потребление.
Постоянно ощущался дефицит товаров,
который частично покрывался за счет
импорта. У населения росли денежные
накопления, не обеспеченные товарами:
в 1986 г. –15 млрд. руб., в 1987 г. – 16,8 млрд.,
в 1988 г. – 38 млрд. рублей. Вклады в сберкассы
за 1986 г. возросли на 22 млрд. руб., за 1987
г. – на 24 млрд., за 1988 г. – на 31 млрд. руб.
и к 1989 г. превысили 300 млрд. руб. [104, с . 21].
·Бюджет не выдерживал
огромного напряжения. К 1989 г. дефицит
его составил сумму в 100 млрд. руб.
Причинами были чрезмерные инвестиции
в новое строительство и дотации
(убыточным предприятиям, сельскому
хозяйству, на поддержание низких розничных
цен), военные расходы. Ставился вопрос
о первоочередном оздоровлении финансовой
системы, о реформе планирования, увязывания
его с хозрасчетом, о коренном изменении
политики цен, о реформировании налоговой
системы.
В такой
обстановке надлежало начинать
глубокие реформы, которые не
могли не затронуть благосостояния
каждого отдельного гражданина.
Руководство страны взяло курс
на постепенное реформирование
системы социализма при сохранении
ее основ: социалистической собственности
на средства производства, общегосударственного
планирования, централизованного руководства
хозяйством. Выдвигаются лозунги: ускорение
экономического развития, «больше демократии,
больше социализма». Власти решают действовать
старыми, испытанными методами: ускорения
научно- усиления материального стимулирования
и т.д. Однако появились и ростки нового.
Была сделана попытка активизировать
«субъективный фактор» – расширены права
трудового коллектива, введены госзаказ
и «госприемка», делаются робкие шаги
к развитию негосударственных форм хозяйства
– кооперации и индивидуальной трудовой
деятельности.
16 ноября 1986 г. принимается указ
Президиума ВС СССР об индивидуальной
трудовой деятельности (ИТД), по которому
любой гражданин, мог заниматься кустарным
промыслом или создавать предприятия
бытового обслуживания при условии приобретения
патента. Плата за патент определялась
исходя из среднегодового дохода лиц,
занимающихся аналогичной деятельностью
в государственных, кооперативных предприятиях
и учреждениях. Устанавливался налог на
доходы от ИТД, размер которого определялся
в зависимости от их величины.
В следующем году началось
реформирование платежей в бюджет
государственных предприятий. 30
июня 1987 г. принят закон «О государственном
предприятии (объединении)», который призван
был повысить значение экономических
методов управления, создать действенный
механизм хозрасчета и самофинансирования
на предприятии при сохранении централизованного
планового руководства народным хозяйством.
Одновременно изменялся порядок
централизованных платежей предприятия
в бюджет. В его основу закладывались
долговременные экономические нормативы.
Закреплялась обязанность предприятий
вносить плату за фонды (что было
и раньше), за трудовые и природные ресурсы,
устанавливался порядок обложения прибыли,
остающейся после платежей за ресурсы
и уплаты процентов за кредит. Фактически
платежи в бюджет заменялись налоговой
системой.
Новый импульс дальнейшему реформированию
налоговой системы дала разработка основных
параметров «радикальной экономической
реформы». Ее базовые положения были определены
на июньском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС, развиты
в решениях XIX партийной конференции (1989):
· создание
экономических, организационных и правовых
условий для высокоэффективной работы
предприятий путем использования хозрасчета
и самофинансирования;
· переход
от преимущественно административных
к преимущественно экономическим
методам управления народным хозяйствам;
совершенствование его организационных
форм;
· развитие принципа
демократического централизма в
управлении, развитие самоуправления
на предприятиях;
· ускорение
социально- экономического развития на
основе интенсификации производства и
ускорения научно-технического прогресса;
Но
и здесь слабо просматривались
серьезные намерения осуществить
поворот к рыночным отношениям.
Руководство страны долго и
мучительно шло к осознанию
необходимости более решительного
перехода к рыночной экономике. На этом
пути вставали неожиданные препятствия,
которые осложняли финансовое положение
в стране : авария на Чернобыльской АЭС,
землетрясение в Армении. Большой удар
по бюджету нанесла непродуманная антиалкогольная
кампания(?).
С самого начала
преобразований обнаружилось активное
противодействие административно-командной
системы. По словам М.С.Горбачева, главными
силами сопротивления были руководящие
структуры министерств и ведомств,
Госплан, Госснаб, Минфин, аппарат правительства;
потом они сомкнулись с партократией.
Тормозом выступал и директорский корпус,
который отстаивал централизм планирования
и управления [114, с. 348].
В прессе появлялась открытая
критика решений о развитии
подсобных хозяйств, коллективном садоводстве
и огородничестве. Некоторые руководители
видели в кустарных промыслах «нечто
чуждое социализму». Министр финансов
Б.И.Гостев делал упор на «искоренение
нетрудовых доходов», на борьбу «с любыми
отклонениями от социалистических принципов
распределения» [115]. В одном из интервью
он с беспокойством говорил о том ,что
«у нас есть категории людей, которые получают
слишком высокий доход. А в социалистическом
обществе допустить большую дифференциацию
[доходов] нельзя». Он говорил о необходимости
борьбы со «сверхдоходами», считая таковыми
сумму в две с половиной зарплаты [249, с.
115. 117]. М.С.Горбачев вспоминает, что Минфин
стремился обложить частные хозяйства
непомерными налогами. Как-то на одном
из заседаний Политбюро ЦК КПСС он бросил
реплику Гостеву: «Что, Борис Иванович,
будем по-прежнему душить инициативу людей
или дадим им жить и работать? Не пугайтесь
вы, если кто-то разбогатеет своим горбом!»
[114, с. 345]. «Принципы социализма» отстаивались
и в решениях и в борьбе с нетрудовыми
доходами, принятых в мае 1986 г. По замыслу
они были направлены против расхитителей
и взяточников, а на деле больше ударили
по «индивидуалам».
Что касается финансовых аспектов
перестройки хозяйственного механизма,
то финансам и кредиту отводилась
роль важнейших инструментов, обеспечивающих
органическое включение товарно-денежных
отношений в механизм планового управления
экономикой. Финансовый механизм должен
был энергично воздействовать на расширение
инициативы и самостоятельности предприятий,
чтобы они добивались наилучших результатов
в своей хозяйственной деятельности. Расширены
были права предприятий в распределении
и использовании прибыли. Перестраивалась
структура платежей предприятий в бюджет
государства, изменялся порядок их начисления
и взимания. При этом снижался размер налога
с оборота и резко возрастал удельный
вес платы за фонды, налога с расчетной
прибыли.