В
1979 г. вновь была предпринята
попытка усовершенствовать планирование
и экономическое стимулирование
в промышленности и строительстве.
Согласно постановлению ЦК КПСС
и СМ СССР от 12 июля 1979 г. основу хозяйственного
механизма должны были составить долговременные
стабильные нормативы распределения прибыли.
По нормативам стали производиться все
расчёты министерств с бюджетом по отчислениям
от прибыли, а фонды экономического стимулирования
формировались уже после этих расчётов.
Особое внимание уделялось улучшению
работы Госплана и Госснаба СССР, министерств
и ведомств. Однако вновь это решение на
практике не было реализовано.
Таким образом, неоднократные
попытки внести элементы рыночных
отношений в административную систему
оказались тщетными, АКС (?) цепко держала
свои позиции.
Одновременно
С промышленностью
предпринимались попытки подъёма
сельского хозяйства. В 1965 г.
на мартовском пленуме(?) ЦК КПСС
были приняты кардинальные меры.
Главные из них: значительное снижение
плановых ставок сельхозпродукции государству,
существенное повышение заготовительных
цен (от 50 до 100%), укрепление материально-технической
базы колхозов, развитие внутриколхозной
демократии и другие. 1 апреля 1965 г. ЦК КПСС
и СМ СССР приняли постановление «Об оказании
финансовой помощи колхозам», в котором
объявлялось о списании с колхозов задолженности
по ссудам Госбанка СССР в сумме до 210 млн.руб.
Отсрочивалась до 1970 г. задолженность
колхозов по денежным авансам ,полученным
от заготовительных организаций по договорам
контрактации на сумму до 120 млн. руб. Погашение
задолженности предполагалось осуществить
в течение 5 лет, начиная с 1970 года. Снималась
с колхозов вся оставшаяся задолженность
за технику и оборудование, приобретённые
в процессе реорганизации МТС 1957 г. (19,
т. 8, с. 509-510). Эти постановления способствовали
укреплению материальной базы колхозов,
подъёму колхозного производства, повышению
доходов колхозов и оплаты по трудодням.
В декабре 1971 г. были внесены
дополнения и изменения в закон
о сельскохозяйственном налоге.
С 1 января 1972 г. большие льготы
стали предоставляться личным
хозяйствам, в составе которых
были инвалиды 1-й и 2-й групп
из числа колхозников. Расширялись
льготы по подсобным хозяйствам учителей,
врачей, медицинских работников, специалистов
сельского хозяйства. Отменено повышение
налога с хозяйств на колхозников. Отдельные
трудоспособные члены семьи которых без
уважительных причин не выработали в истёкшем
году установленного минимума трудодней
в колхозе. Освобождены от уплаты сельскохозяйственного
и подоходного налогов рабочие и служащие
за пользование индивидуальными огородами
и садами независимо от их размеров.
В результате поступления сельхозналога
в 1972 г. снизились по сравнению с 1971 г. на
5,7%. С 1 января 1972 г. отменен сбор с владельцев
скота и государственный налог на лошадей
единоличных хозяйств (138, т. 3, с. 144).
В первой половине 70-х гг. возобновился
курс на снижение налогов с заработной
платы рабочих и служащих. Указом Президиума
ВС СССР от 25 декабря 1972 г. отменено взимание
подоходного налога и налога на холостяков,
одиноких , малосемейных граждан, получивших
зарплату в пределах 70 руб. в месяц.
Снижались ставки этих налогов для
тех, кто получал зарплату от 71 до 90 руб.
в месяц, в среднем на 35,5%. Указ вводился
в действие постепенно по регионам страны.
В последующие (1973-1975) годы этот курс продолжался.
Общий выигрыш населения в расчёте на
1975 г. составил около 740 млн.руб. (там же,
с. 143).
В следующем пятилетии, 1975 -1980 гг.,
Минфин продолжал работу по
совершенствованию взимания налога
с оборота, т.к. он оставался
одним из главных источников
пополнения бюджета. Его сумма
за указанный период выросла с
66,6 млрд. и составила в 1980 г. 31,1% всех доходов
бюджета.
Налог с оборота продолжал
играть важную роль в укреплении
хозяйственного расчёта. Он позволял
регулировать уровень рентабельности
отдельных видов изделий посредством
системы ставок налога с оборота
и скидок с них. Минфин в 1977 г. подготовил
ряд предложений об усилении стимулирующей
роли налога с оборота в расширении ассортимента
и увеличении выпуска товаров народного
потребления. В результате с 1977 г. были
снижены 3,9 тыс. ставок налога с оборота
и установлены скидки со ставок налога
на сумму 104 млн.руб. Для предприятий с
высокой рентабельностью установлены
новые ставки или повышены старые –на
сумму 200 млн.руб. (там же, с. 146-147).
В указанные годы налог с
оборота взимался в следующем виде:
1) разница между оптовыми и
розничными ценами за вычетом
торговых скидок;
2) по твердым ставкам в рублях с единицы
объема или веса продукции (тонны нефти,
тыс. кубометров газа и т.п.);
3) в процентах к обороту - по всем
видам товаров, по которым не установлены
оптовые цены предприятий.
Основную часть поступлений налога
с оборота давали отрасли лёгкой
и пищевой промышленности. Вместе
с тем, по ряду продуктов
и товаров первой необходимости
налог с оборота не уплачивался: хлеб,
мясо, колбаса, сыр, молоко, молочнокислые
продукты ,сливочное масло, консервы, овощи,
фрукты, медикаменты и др.
Несмотря на некоторое падение
удельного веса налога с оборота
в общей сумме доходов госбюджета,
абсолютные размеры его поступлений в
бюджет неуклонно возрастали: в 1960 г. -31,3
млрд.руб., в 1965 г. - 38,7 млрд., в 1970- 49,4 млрд.,
в 1975 г. -66,6млрд., в 1977 г. -74,6 млрд.руб. (там
же, с.20).
Совершенствовалось также взимание
подоходного налога с колхозов. 14 июля
1978 г. Президиум ВС СССР утвердил новый
порядок обложения колхозов подоходным
налогом. Теперь от обложения освобождалась
часть чистого дохода колхозов, полученного
от с-х. производства, оказания услуг и
от подсобных предприятий и промыслов,
соответствующая 25% рентабельности (вместо
15% по прежнему законодательству). Повышался
размер чистого дохода колхозов, не облагаемого
подоходным налогом.
Власти проявляли заботу о
ветеранах Великой Отечественной
войны. 21 февраля 1980 г. ЦК КПСС и СМ СССР
приняли постановление «О дополнительных
мерах по улучшению материально-бытовых
условий участников Великой Отечественной
войны». Инвалиды 3 группы освобождались
от уплаты подоходного налога с получаемой
зарплаты независимо от её размера, а участникам
Гражданской и Великой Отечественной
войн, в т.ч. партизанам, предоставлялась
50%-я скидка на подоходный налог с заработной
платы (138, т. 3, с. 149).
Динамика доходов госбюджета
в 1960-1979 гг., %
|
1960
г. |
1965
г. |
1970
г. |
1975
г. |
1977
г. |
1979
г. |
Поступления
от социального
хозяйства, в
том числе |
91,0 |
91,8 |
91,2 |
91,0 |
91,1 |
91,2 |
Платежи
из прибыли |
24,2 |
30,2 |
34,6 |
31,9 |
31,6 |
29,9 |
Налог
с оборота |
40,7 |
37,8 |
31,5 |
30,4 |
30,1 |
31,4 |
Взносы
предприятий по социальному страхованию,
подоходный налог с колхозов |
26,1 |
23,8 |
25,1 |
28,7 |
29,4 |
29,9 |
Платежи
с населения, в том числе |
9,0 |
8,0 |
8,8 |
9,0 |
8,9 |
8,8
|
Госналоги |
7,3 |
7,5 |
8,1 |
8,4 |
8,4 |
8,2 |
Динамика налогов
с населения в
1980-1985 гг., млрд.руб.
( 196, с. 100)
|
1980 гг. |
1985 гг. |
Государственные,
в том числе |
24,5 |
30,0 |
Подоходный |
22,9 |
28,3 |
На
холостяков, одиноких и малосемейных |
1,3 |
1,5 |
Сельскохозяйственный |
0,3 |
0,3 |
Местные,
в том числе |
0,7 |
0,8 |
С владельцев
строений и земельный |
0,3 |
0,3 |
Госпошлина |
0,3 |
0,4 |
Транспортный,
разовый, самообложение |
0,1 |
0,1 |
всего |
25,2 |
30,8 |
Выводы
- В период
1965-1985 гг. делаются неоднократные попытки
усилить экономические методы руководства
экономикой, расширить права предприятий,
внедрить элементы рыночных отношений
в экономическую жизнь, усовершенствовать
с учётом этих новшеств налоговую систему.
Однако, эти попытки не были удачными,
административно-командная система не
сдавала своих позиций.
- Нововведения
в области сельского хозяйства также не
были прочными, а дали лишь временный экономический
эффект. Сделаны налоговые послабления
колхозам и колхозникам, которые несколько
улучшили их финансовое положение. Но
для подъёма сельского хозяйства на долговременную
перспективу требовались более кардинальные
меры заготовительной политике, дальнейшем
укреплении принципа материальной заинтересованности
колхозников в результатах своего труда,
развитии колхозной демократии, ослаблении
диктата центра.
- Постепенно
в экономике страны нарастали застойные
явления, которые были связаны со многими
факторами, в их числе гипертрофированное
развитие военн-промышленного комплекса,
длительное отставание отраслей лёгкой
промышленности в результате недофинансирования,
слабое внедрение в промышленность научно-технических
достижений, замедление роста производительности
общественного труда и другое.
- Позитивной
оценки заслуживает возобновление курса
на постепенное сокращение налогов с населения.
Перестройка,
начавшаяся в 1985 г., вошла в историю
как процесс, подготовивший крушение
коммунистической тоталитарной системы(?).
Этот курс шёл по нескольким направлениям.
Во-первых, М.С.Горбачёв, как бы некоторые
граждане его не ругали, вошёл в историю
как первый советский руководитель, начавший
глубокую политическую реформу советского
общества, его демократизацию. Во-вторых,
впервые в советской истории благодаря
гласности развернулась открытая критика
пороков советской модели социализма
с её неразрешимыми противоречиями, в
том числе и в экономике. В-третьих,
в годы перестройки начали делаться осторожные
шаги (может быть, слишком осторожные)
в направлении кардинальных экономических
реформ. Предпринимается ещё одна попытка
расширить сферу действия рыночных отношений
при социализме, перейти от командно-административных
методов руководства народным хозяйством
к экономическим. Провозглашён курс на
«планово-рыночное» регулирование экономического
развития.
«В течение какого-то времени
мы действительно надеялись преодолеть
застой, опираясь на такие «преимущества
социализма», как планово-мобилизационные
методы, организаторская работа, сознательность
и активность трудящихся», - писал М.С.Горбачев
в своих воспоминаниях [114, с. 337].
На этом пути были неимоверные трудности,
которые осложняли проведение экономических
реформ:
· Несмотря
на объявленный в начале 1970-х гг. курс на
интенсификацию(?), экономика продолжала
развиваться экстенсивными методами.
К 1989 г. насчитывалось более 300 тыс. строящихся
объектов производственного назначения.
Капиталовложения распылялись, не давая
отдачи [104, с.14].
· Оказались
тщетными неоднократные усилия по созданию
действенного механизма внедрения научно-технического
прогресса в промышленность и во всё народное
хозяйство.
· Тяжелым
бременем на экономику ложилось
чрезмерное развитие военно-промышленного
комплекса. На ВПК(?) работало до 70% промышленного
потенциала страны. Подлинные масштабы
военных расходов скрывались от общества.
В 1990 г. С.М.Горбачев назвал цифру военных
расходов в 80-е годы – 18% от ВВП («Правда»,
1990, 29 апреля). А.Д.Сахаров утверждал, что
в 70-е гг. военные расходы доходили до 25%
от ВВП («Известия», 1990, 29 ноября).