Первые реформы в сфере хозяйственной и налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

Н.С.Хрущёв вошёл в историю, как руководитель, который немало сделал для повышения благосостояния народа. При нём была повышена заработная плата низкооплачиваемым категориям работников, отменена подписка на ежегодные займы, установлена рабочая неделя с двумя выходными днями(!), введены паспорта для колхозников и ежеквартальное денежное авансирование их труда, отменена плата за обучение в старших классах средней школы и вузов(!), развёрнуто масштабное жилищное строительство.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГИ.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     В  1979 г. вновь была предпринята  попытка усовершенствовать планирование  и экономическое стимулирование  в промышленности и строительстве.  Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г. основу хозяйственного механизма должны были составить долговременные стабильные нормативы распределения прибыли. По нормативам стали производиться все расчёты министерств с бюджетом по отчислениям от прибыли, а фонды экономического стимулирования формировались уже после этих расчётов. Особое внимание уделялось улучшению работы Госплана и Госснаба СССР, министерств и ведомств. Однако вновь это решение на практике не было реализовано.

       Таким образом, неоднократные  попытки внести элементы рыночных отношений в административную систему оказались тщетными, АКС (?) цепко держала свои позиции.

       Одновременно 

 С промышленностью  предпринимались  попытки подъёма  сельского хозяйства. В 1965 г.  на мартовском пленуме(?) ЦК КПСС  были приняты кардинальные меры. Главные из них: значительное снижение плановых ставок сельхозпродукции государству, существенное повышение заготовительных цен (от 50 до 100%), укрепление материально-технической базы колхозов, развитие внутриколхозной демократии и другие. 1 апреля 1965 г. ЦК КПСС  и СМ СССР приняли постановление «Об оказании финансовой помощи колхозам», в котором объявлялось о списании с колхозов задолженности по ссудам Госбанка СССР в сумме до 210 млн.руб. Отсрочивалась до 1970 г. задолженность колхозов по денежным авансам ,полученным от заготовительных организаций по договорам контрактации на сумму до 120 млн. руб. Погашение задолженности предполагалось осуществить в течение 5 лет, начиная с 1970 года. Снималась с колхозов вся оставшаяся задолженность за технику и оборудование, приобретённые в процессе реорганизации МТС 1957 г. (19, т. 8, с. 509-510). Эти постановления способствовали укреплению материальной базы колхозов,  подъёму колхозного производства, повышению доходов колхозов и оплаты по трудодням.

       В декабре 1971 г. были внесены  дополнения и изменения в закон  о сельскохозяйственном налоге. С 1 января  1972 г. большие льготы  стали предоставляться личным  хозяйствам, в составе которых  были инвалиды 1-й и 2-й групп  из числа колхозников. Расширялись льготы по подсобным хозяйствам учителей, врачей, медицинских работников, специалистов сельского хозяйства. Отменено  повышение налога с хозяйств на колхозников. Отдельные трудоспособные члены семьи которых без уважительных причин не выработали в истёкшем году установленного минимума  трудодней в колхозе. Освобождены от уплаты сельскохозяйственного и подоходного налогов рабочие и служащие за пользование индивидуальными огородами и садами независимо от их размеров.

        В результате поступления сельхозналога в 1972 г. снизились по сравнению с 1971 г. на 5,7%. С 1 января 1972 г. отменен сбор с владельцев скота и государственный налог на лошадей единоличных хозяйств (138, т. 3, с. 144).

         В первой половине 70-х гг. возобновился  курс на снижение налогов с заработной платы рабочих и служащих. Указом Президиума ВС СССР от 25 декабря 1972 г. отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков, одиноких , малосемейных граждан, получивших зарплату в пределах 70 руб.  в месяц. Снижались ставки этих  налогов для тех, кто получал зарплату от 71 до 90 руб. в месяц, в среднем на 35,5%. Указ вводился в действие постепенно по регионам страны. В последующие (1973-1975) годы этот курс продолжался. Общий выигрыш населения в расчёте на 1975 г. составил около 740 млн.руб. (там же,  с. 143). 

        В следующем пятилетии, 1975 -1980 гг., Минфин продолжал работу по  совершенствованию взимания налога  с оборота, т.к. он оставался  одним из главных источников  пополнения бюджета. Его сумма  за указанный период выросла с 66,6 млрд. и составила в 1980 г. 31,1% всех доходов бюджета.

       Налог с оборота продолжал  играть важную роль в укреплении  хозяйственного расчёта. Он позволял  регулировать уровень рентабельности  отдельных видов изделий посредством  системы ставок  налога с оборота и скидок с них. Минфин в 1977 г. подготовил ряд предложений об усилении стимулирующей роли налога с оборота в расширении ассортимента и увеличении выпуска товаров народного потребления. В результате с 1977 г.  были снижены 3,9 тыс. ставок налога с оборота и установлены скидки со ставок налога на сумму 104 млн.руб. Для предприятий с высокой рентабельностью установлены новые ставки или повышены старые –на сумму 200 млн.руб. (там же, с. 146-147).

         В указанные годы налог с  оборота взимался в следующем виде:

         1) разница между оптовыми и  розничными ценами за вычетом  торговых скидок;

         2) по твердым ставкам в рублях с единицы объема или веса продукции (тонны нефти, тыс. кубометров газа и т.п.);

         3) в процентах к обороту - по всем видам товаров, по которым не установлены оптовые цены предприятий.

           Основную часть поступлений налога  с оборота давали отрасли лёгкой  и пищевой промышленности. Вместе  с тем, по ряду продуктов  и товаров первой необходимости  налог с оборота не уплачивался: хлеб, мясо, колбаса, сыр, молоко, молочнокислые продукты ,сливочное масло, консервы, овощи, фрукты, медикаменты и др.

            Несмотря на некоторое падение  удельного веса налога с оборота  в общей сумме доходов госбюджета, абсолютные размеры его поступлений в бюджет неуклонно возрастали: в 1960 г. -31,3 млрд.руб., в 1965 г. - 38,7 млрд., в 1970- 49,4 млрд., в 1975 г. -66,6млрд., в 1977 г. -74,6 млрд.руб. (там же, с.20).

             Совершенствовалось также взимание  подоходного налога с колхозов. 14 июля 1978 г. Президиум ВС СССР утвердил новый порядок обложения колхозов подоходным налогом. Теперь от обложения освобождалась часть чистого дохода колхозов, полученного от с-х. производства, оказания услуг и от подсобных предприятий и промыслов, соответствующая 25% рентабельности (вместо 15% по прежнему законодательству). Повышался размер чистого дохода колхозов, не облагаемого подоходным налогом.

            Власти проявляли заботу о  ветеранах Великой Отечественной  войны. 21 февраля 1980 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны». Инвалиды 3 группы освобождались от уплаты подоходного налога с получаемой зарплаты независимо от её размера, а участникам Гражданской и Великой Отечественной войн, в т.ч. партизанам, предоставлялась 50%-я скидка на подоходный налог с заработной платы (138, т. 3, с. 149).

                                   Динамика доходов госбюджета в 1960-1979 гг., %

  1960 г. 1965 г. 1970 г. 1975 г. 1977 г. 1979 г.
Поступления от социального

хозяйства, в  том числе

 
   91,0
 
    91,8
 
   91,2
 
   91,0
 
   91,1
 
   91,2
Платежи из прибыли   24,2     30,2    34,6    31,9    31,6    29,9
Налог с оборота   40,7     37,8    31,5    30,4    30,1    31,4
Взносы  предприятий по социальному страхованию, подоходный налог с колхозов   26,1     23,8    25,1    28,7    29,4    29,9
Платежи с населения, в том числе    9,0       8,0      8,8     9,0     8,9     8,8 
Госналоги    7,3       7,5      8,1     8,4    8,4    8,2

                         Динамика налогов  с населения в  1980-1985 гг., млрд.руб.

                                                                 ( 196, с. 100)

        1980 гг.        1985 гг.
Государственные, в том числе            24,5           30,0
Подоходный          22,9           28,3
На  холостяков, одиноких и малосемейных             1,3             1,5
Сельскохозяйственный             0,3           0,3
Местные, в том числе             0,7           0,8
С владельцев строений и земельный              0,3             0,3
Госпошлина             0,3             0,4
Транспортный, разовый, самообложение             0,1             0,1
всего           25,2            30,8
 

Выводы

  1. В период 1965-1985 гг. делаются неоднократные попытки усилить экономические методы руководства экономикой, расширить права предприятий, внедрить элементы рыночных  отношений в экономическую жизнь, усовершенствовать с учётом этих новшеств налоговую систему. Однако, эти попытки не были удачными, административно-командная система не сдавала своих позиций.
  2. Нововведения в области сельского хозяйства также не были прочными, а дали лишь временный экономический эффект. Сделаны налоговые послабления колхозам и колхозникам, которые несколько улучшили их финансовое положение. Но для подъёма сельского хозяйства на долговременную перспективу требовались более кардинальные меры заготовительной политике, дальнейшем укреплении принципа материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда, развитии колхозной демократии, ослаблении диктата центра.
  3. Постепенно в экономике страны нарастали застойные явления, которые были связаны со многими факторами, в их числе гипертрофированное развитие военн-промышленного комплекса, длительное отставание отраслей лёгкой промышленности в результате недофинансирования, слабое внедрение в промышленность научно-технических достижений, замедление роста производительности общественного труда и другое.
  4. Позитивной оценки заслуживает возобновление курса на постепенное сокращение налогов с населения.
 
 

    ПЕРВЫЕ  ПОПЫТКИ КОРЕННОГО  РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991) 

    Экономическая политика и её трудности 

    Перестройка, начавшаяся в 1985 г., вошла в историю  как процесс, подготовивший крушение коммунистической тоталитарной системы(?). Этот курс шёл по нескольким направлениям. Во-первых, М.С.Горбачёв, как бы некоторые граждане его не ругали, вошёл в историю как первый советский руководитель, начавший глубокую политическую реформу советского общества, его демократизацию. Во-вторых, впервые в советской истории благодаря гласности развернулась открытая критика  пороков советской модели социализма с её неразрешимыми противоречиями, в том числе и в экономике. В-третьих,  в годы перестройки начали делаться осторожные шаги (может быть, слишком осторожные) в направлении кардинальных экономических реформ. Предпринимается ещё одна попытка расширить сферу действия рыночных отношений при социализме, перейти от командно-административных методов руководства народным хозяйством к экономическим. Провозглашён курс на «планово-рыночное» регулирование экономического развития. 

            «В течение какого-то времени  мы действительно надеялись преодолеть  застой, опираясь на такие «преимущества  социализма», как планово-мобилизационные методы, организаторская работа, сознательность и активность трудящихся», - писал М.С.Горбачев в своих воспоминаниях [114, с. 337].

         На этом пути были неимоверные трудности, которые осложняли проведение экономических реформ:

     · Несмотря на объявленный в начале 1970-х гг. курс на интенсификацию(?), экономика продолжала развиваться экстенсивными методами. К 1989 г. насчитывалось более 300 тыс. строящихся объектов производственного назначения. Капиталовложения распылялись, не давая отдачи [104, с.14].

     · Оказались тщетными неоднократные усилия по созданию действенного механизма внедрения научно-технического прогресса в промышленность и во всё народное хозяйство.

     · Тяжелым  бременем на экономику ложилось  чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса. На ВПК(?) работало до 70% промышленного потенциала страны. Подлинные масштабы военных расходов скрывались от общества. В 1990 г. С.М.Горбачев назвал цифру военных расходов в 80-е годы – 18% от ВВП («Правда», 1990, 29 апреля). А.Д.Сахаров утверждал, что в 70-е гг. военные расходы доходили до 25% от ВВП («Известия», 1990, 29 ноября).

Информация о работе Первые реформы в сфере хозяйственной и налоговой политики