Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:
- изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;
- исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
- выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4
2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...11
3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...27

Работа содержит 1 файл

налоги К.Р..docx

— 62.45 Кб (Скачать)

 

 

 

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РОССИИ

Для улучшения системы  упрощенного налогообложения, в  первую очередь, необходимо разрешить  существенное противоречие, связанное  с уплатой налога на добавленную  стоимость малыми предприятиями. Многочисленные попытки решить указанную выше проблему приводили либо к чрезмерному усложнению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, либо к появлению множества возможностей для различных злоупотреблений.

Следует отметить, что существуют два возможных решения «проблемы  НДС» для малых предприятии: транзитный зачет НДС (возможен при условии, когда поставщик сырья для малого предпринимателя и покупатель продукции - плательщики НДС, однако этот метод весьма трудоемок) и «таможенная схема» зачета НДС (представляется также непростой для применения в рамках упрощенной системы налогообложения). Однако схема интеграции НДС в единый налог представляется более оптимальной, поскольку при относительно простом способе расчета и уплаты единого налога и его специальной части малые предприниматели имеют возможность полноценной работы с НДС [20].

Представляется целесообразным дальнейшее снижение ставки НДС на два пункта. По мнению экспертов  Минэкономразвития при применении данной меры возможны следующие последствия

Отрицательные последствия:

- Не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке.

- Усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары.

- Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.

Положительные последствия:

- Снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 100 млрд. руб., или примерно на 0,7 % к ВВП.

- Направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу не сырьевых отраслей.

Другой важной проблемой  является то, что многие малые предприятия  и предприниматели не имеют права  применять систему упрощенного  налогообложения, подпадая под другой специальный режим - единый налог на вмененный доход.

В рамках набиравшей ход  налоговой реформы в 1998 г. был  принят Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ЕНВД), явившийся еще одной попыткой государства упростить налогообложение для малых предприятий и повысить налоговые поступления от малого бизнеса. В дальнейшем в Налоговый Кодекс РФ вошла специальная глава, посвященная единому налогу на вмененный доход.

Основной целью введения указанной системы являлось привлечение  к уплате налогов организаций  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. тех налогоплательщиков, которые расчеты с покупателями и заказчиками производят преимущественно в наличной денежной форме.

Объектом налогообложения  при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый как потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

В то же время надо сказать, что идея вмененного налога, в общем, довольно привлекательна и применяется в мировой практике малое предприятие или предприниматель уплачивает налог, исчисленный исходя из заранее определенного (вмененного ему) дохода, рассчитанного на основе объективных критериев и облагаемого по 15%-ной ставке, и спокойно работает, не беспокоясь о своих обязательствах перед налоговыми органами.

Однако благие намерения  российских законодателей на деле обернулись серьезными проблемами для малого бизнеса.

Во-первых, переход на уплату вмененного налога обязателен для юридических лиц и ИП, осуществляющих свою деятельность в сферах, названных Налоговым Кодексом, а это наиболее популярные у малых предпринимателей виды деятельности (торговля, бытовые услуги и т.п.). Понятно, что государство, принудительно переводя предпринимателей на уплату ЕНВД, осознает, что данная система налогообложения не будет популярной у малых предприятий. Конечно же, государство в данном случае беспокоится о фискальном характере налогообложения, считая, что применение УСН в массовом порядке приведет к массовому же уклонению от уплаты налогов. Но на деле государство препятствует оптимальной деятельности малых предприятий и, следовательно, недосчитывается налоговых поступлений. Приведем конкретный пример.

Во-вторых, методика расчета  ЕНВД исключительно несовершенна и  субъективна. Используется очень небольшое количество повышающих (понижающих) коэффициентов, весьма субъективны показатели базовой доходности. Более того, приемлемых показателей для расчета ЕНВД в России и не может быть по причине трансформации экономики, отсутствия статистических данных.

В-третьих, в продолжение  упомянутых выше недостатков крайне спорной представляется оценка показателей  базовой доходности. В России нет  и, по-видимому, еще долго не будет  достаточно адекватной оценки доходов, получаемых предпринимателями (по причинам трансформационного этапа развития экономики). Проблемы с оценкой чего-либо хорошо характеризует эксперимент по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде и Твери. В ходе оценки недвижимости погрешность составила от 50 до 100%. Понятно, что платить налоги, основываясь на столь ненадежных данных, просто опасно.

В-четвертых, ввиду несовершенства методики расчета единого налога, суммы этого налога, как правило, весьма высоки, что увеличивает налоговое бремя на предприятия. Многочисленные свидетельства предпринимателей плательщиков ЕНВД позволяют сделать вывод, что его введение до 10 раз увеличило налоговый гнет на предпринимателей. Теперь становится понятным, почему не был предусмотрен добровольный порядок перехода на уплату вмененного налога.

В-пятых, не решена проблема с НДС, возникшая еще в рамках упрощенной системы налогообложения.

В-шестых, региональный характер ЕНВД привел к тому, что местные  власти, увидев в первый год неплохие результаты по собираемости этого налога, решили не останавливаться на достигнутом и изменили ставки базовой доходности в сторону их повышения, что привело к очередному ужесточению налогового бремени.

Исходя из вышеизложенного, необходимо дополнить соответствующую  статью НК РФ новым пунктом о добровольности перехода на единый налог на вмененный  доход, который звучит следующим  образом: «Переход на систему налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход, а также возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 26.2 «Упрощенная система  налогообложения» Налогового кодекса  Российской Федерации, которая регламентирует порядок исчисления и уплаты налога плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, введена  в действие с 1 января 2003 г. С тех  пор в нее постоянно вносятся изменения, направленные на совершенствование налогообложения небольших организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых эта глава и предназначена.

Увеличен с 11 млн. до 15 млн. руб. предельный размер доходов, позволяющих налогоплательщикам переходить на упрощенную систему налогообложения, а размер доходов, необходимый для сохранения права на ее применение, - с 15 млн. до 20 млн. руб. Законодательно закреплено право некоммерческих организаций на применение упрощенной системы налогообложения, ранее оспариваемое налоговыми органами. Значительно расширен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками, которые применяют указанный специальный режим налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели получили право  уменьшать налоговую базу по уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения налогу на расходы по строительству и иному возведению объектов недвижимости. До этого они могли учитывать расходы по приобретению основных средств только в результате покупки. В то же время указанные расходы должны учитываться только при приобретении объектов основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. А это значит, что, например, расходы по приобретению земельных участков при налогообложении учитываться не будут.

Уточнен порядок учета  доходов и расходов. Так, в частности, расходы по приобретению сырья и  материалов можно учитывать по мере их списания в производство, в то время как ранее они учитывались только в сумме, использованной в производстве товаров (работ, услуг). Расходы на покупку товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, должны учитываться в части, приходящейся на реализованные товары, а не в полной сумме на дату их оплаты. При этом разрешено учитывать транспортные расходы, расходы по хранению товаров и иные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров. Расходы по уплате налога на добавленную стоимость также должны учитываться не в полной сумме на дату их оплаты, а по мере списания сырья и материалов в производство или по мере реализации приобретенных товаров.

Глава 26.2 НК РФ дополнена  ст. 346.25.1 «Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента». Статья предусматривает применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют определенные виды деятельности без применения наемного труда. В этом случае предприниматели оплачивают стоимость патента, определенную законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом они освобождаются от представления налоговых деклараций в налоговые органы.

1 января 2012 г. вступил  в силу ряд поправок, внесенных  в налоговое законодательство. Предприниматели, не имеющие наемных работников, уплачивают страховые взносы, за себя исходя из стоимости страхового года. С 1 января 2012 г. на указанных лиц, применяющих УСН с объектом «доходы», не распространяется ограничение, установленное п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Иными словами, они могут исчисленный единый налог (авансовый платеж) уменьшить на всю сумму взносов в ПФР и ФОМС, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50 процентов суммы налога (авансового платежа).

Итак, упрощённая система  налогообложения (УСН) - специальный  налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (НКРФ) Часть 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: действующая редакция. Доступ иссправ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (НКРФ) Часть 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: действующая редакция. Доступ ис справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 №154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения» // РГ. 04.03.2009.

4 Приказ Минфина РФ от 22.06.2009 №58н (ред. от 20.04.2011, с изм. от 17.05.2011) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» // РГ. 19.08.2009; 06.07.2011.

5 Приказ Минфина РФ от 05.11.2009 №114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан РФ, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» // РГ. 10.02.2010.

6 Авдеев В.В. Медицинские услуги: применение единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. №16. С. 23-27.

7 Авдеев В.В. Упрощенная система налогообложения в жилищно-коммунальном комплексе // Все для бухгалтера. 2010. №8. С. 33-37.

8 Брызгалин А.В., Щербакова Е.С. Упрощенная система налогообложения на основе патента: общие положения, проблемы и перспективы // Налоги и финансовое право. 2010. №2. С. 156-167.

9 Статья: Обновленная "упрощенка" (Воробьева Н.) ("Малая бухгалтерия", 2012, N 5) из информационного банка "Бухгалтерская пресса и книги". Консультантплюс.

10 Васюченкова Л.В. Налоговый учёт при применении упрощённой системы налогообложения // Финансы. 2008. №3. С. 33-35.

11 Давыдова О. Дата перехода на упрощенную систему налогообложения // Автономные организации: бухучет и налогообложение. 2011. №1. С. 22-24.

12 Данилькевич М.А. Упрощенная система налогообложения на основе патента // Финансы. 2010. №7. С. 75-76.

13 Ермоченко О.Н. Если предприниматель выбрал УСН // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. №3. С. 204-204; 2011. №1. С. 286-288.

14 Ефимова С.А. Краткий  курс по налогам и налогообложению.  Учебное пособие. 2-е изд. М.: Окей Книга, 2011. 159 с.

15 Калита Е.В. Упрощенная система налогообложения на основе патента: опыт регионов // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С. 36-40.

16 Качур О.В. Налоги  и налогообложение. М.: КноРус, 2011. 384 с.

17 Кокова И.А. Учет при совмещении УСН и ЕНВД // Сибирская финансовая школа. 2009. №4. С. 144-149.

Информация о работе Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России