Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:
- изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;
- исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
- выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4
2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...11
3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...27

Работа содержит 1 файл

налоги К.Р..docx

— 62.45 Кб (Скачать)

- применять УСН мог весьма ограниченный круг предприятий, поскольку законом «Об упрощенной системе налогообложении учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» были предусмотрены собственные (отличные от принятых в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства») критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Упрощенную систему было целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих небольшое число поставщиков и покупателей и не использующих сложные системы взаимных расчетов с поставщиками и покупателями. У многих предприятий хозяйственная деятельность являлась достаточно сложной и многоплановой (много поставщиков, много видов деятельности и т.п.), было необходимо тщательное ведение аналитического учета, поэтому переход на упрощенную систему приводил к утрате контроля за деятельностью предприятия;

- УСН не гарантировало стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса. Любое изменение в его деятельности, приводящее к несоответствию критериям отнесения к субъектам УСН, обязывало предприятие возвратиться к «принятой ранее» системе (т.е. к традиционной) и влекло за собой серьезные санкции, поэтому быстрорастущие предприятия были вынуждены параллельно вести и традиционный учет;

- имела место путаница в льготах. Например, стало непонятно, сохраняются ли льготы по ускоренной амортизации, предусмотренные законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Особую важность этот вопрос приобрел в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль.

- наконец, уплата стоимости патента в рамках УСН фактически являлась завуалированной формой авансового платежа по единому налогу. То, что платежи являлись авансовыми, не слишком способствовало развитию малого предпринимательства еще не начав работать и не получив прибыль, предприниматель уже оказывался должен государству. Хотя в некоторых региональных зонах, в частности в законе г. Москвы, было определено бесплатное получение патента юридическими лицами, большинство региональных законов предполагают конкретные и весьма серьезные суммы оплаты патента. Годовая стоимость патента для организаций и предприятий устанавливается с учетом ставок единого налога органами власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации использовали свое право самостоятельного установления стоимости патента, как для юридических, так и для физических лиц весьма разнообразно [7].

Таким образом, подводя итоги  главы можно сделать вывод  о том, что упрощенная система  налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской  России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.

 

2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 Для поддержки малого  бизнеса была введена упрощенная  система налогообложения (УСН). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая регламентирует порядок исчисления и уплаты налога плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, введена в действие с 1 января 2003 г [1].

Упрощенная система налогообложения  может применяться организациями  и индивидуальными предпринимателями  наряду с иными режимами налогообложения (общий режим налогообложения, специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход).

Переход на УСН является добровольным. При этом должны соблюдаться  следующие условия.

Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для  перехода на упрощённую схему налогообложения:

- средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый (отчётный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;

- по итогам 9 месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (эта предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством РФ) [2].

В 2009-2012 годах действует особый порядок перехода на УСН и подсчета годового лимита. Временно приостановлено использование коэффициентов-дефляторов. Подать заявление на УСН можно, если по итогам 9 месяцев выручка составляет не более 45 млн. руб.

Некоторые организации и  ИП не могут перейти на УСН, так  как попадают в категорию лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

Довольно внушителен перечень организаций, не имеющих права перехода на УСН. Это банки, страховщики, негосударственные  пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

С 1 января 2006 г. возможности  применять УСН лишились бюджетные  учреждения, иностранные организации, имеющие обособленные подразделения  на территории РФ, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты или ведущие  деятельность через адвокатские образования иных форм.

Упрощенная система налогообложения  организациями и индивидуальными  предпринимателями применяется  наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Переход на упрощенную систему  налогообложения осуществляется на основании заявления, которое налогоплательщик подает в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему. Организации в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев текущего года.

Вновь созданные организации  и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (дата указана в свидетельстве о постановке на учет). В этом случае право применения данной системы предоставлено налогоплательщику с даты постановки на учет в налоговом органе.

Особый порядок перехода на УСН введен для организаций  и индивидуальных предпринимателей, которые до конца текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Такие налогоплательщики вправе перейти на УСН на основании заявления с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход [9].

Необходимо отметить, что  НК РФ предусмотрен добровольный и  принудительный переход с УСН на иной режим налогообложения.

Добровольный переход  возможен только с начала календарного года, о чем следует уведомить  налоговый орган не позднее 15 января года перехода на иной режим налогообложения.

Принудительный переход  с УСН на иной режим налогообложения  осуществляется в случае, когда налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода превысил норматив одного из установленных показателей, а именно:

- доходы организации и  индивидуального предпринимателя  в течение отчетного (налогового) периода превысили 20 млн руб. (без НДС).

- доля участия других  организаций в уставном капитале  организации превысила 25%;

- остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов превысила 100 млн руб.

Учитываются также нарушения  иных требований, предусмотренных для  применения УСН.

О таком переходе с УСН  на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Суммы налогов, подлежащие уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и  уплачиваются в порядке, предусмотренном  для вновь созданных организаций  или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Эти налогоплательщики  не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором осуществлен переход на иной режим налогообложения [15].

Повторный переход на упрощенную систему налогообложения возможен не ранее чем через год.

3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА  ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ  УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налогоплательщики, применяющие  УСН, освобождены от уплаты некоторых налогов. Так, организации не платят:

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество  организаций;

- единый социальный налог;

- налог на добавленную  стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации).

Вместе с тем у организаций  сохраняется обязанность по уплате:

- единого налога;

- иных налогов и сборов  в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах (например, госпошлины, транспортного налога, земельного налога и т.д.);

- страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование [11].

Индивидуальные предприниматели  освобождены от уплаты:

- налога на доходы физических  лиц (в отношении дохода от  предпринимательской деятельности);

- налога на имущество  физических лиц (в отношении  имущества, используемого в предпринимательской деятельности);

- единого социального  налога (в отношении доходов, полученных  от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц);

- налога на добавленную  стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию  РФ).

При этом они обязаны уплачивать:

- единый налог;

- иные налоги и сборы  в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах (например, госпошлину, транспортный налог,  земельный налог и т.д.);

- взносы на обязательное  пенсионное страхование.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых  агентов, предусмотренных НК РФ.

За организациями и  индивидуальными предпринимателями  сохраняется действующий порядок  ведения кассовых операций и порядок  представления статистической отчетности [13].

Гл. 26.2 НК РФ предусмотрены  два объекта налогообложения:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на  величину расходов.

Объект налогообложения  выбирает налогоплательщик. Лишь участники  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом не вправе выбирать объект налогообложения. Для них установлен объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Объект налогообложения  должен быть выбран до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Если налогоплательщик решил поменять избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на данную систему, то он обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Выбранный объект налогообложения  не может меняться в течение трех лет применения упрощенной системы  налогообложения.

Закон №101-ФЗ отменил существовавшую ранее норму о том, что объект налогообложения остается неизменным на протяжении всего периода применения УСН. С 2006 г. налогоплательщик вправе изменить объект налогообложения по истечении  трех лет с момента перехода на УСН. Это относится и к тем  налогоплательщикам, которые применяли УСН с 1 января 2003 г. и имели в качестве объекта налогообложения доходы [2].

Объект налогообложения  «доходы» в большинстве случаев  выгоден тем налогоплательщикам, у которых сумма расходов, учитываемых  при применении УСН, невелика. Если сумма произведенных расходов значительна, то оптимальным является объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Однако возможны ситуации, когда сумма налога будет одинаковой независимо от выбранного объекта налогообложения.

При определении доходов  налогоплательщики пользуются их единой классификацией (в соответствии со ст. ст. 248 - 251 НК РФ). Это означает, что ранее предусмотренный порядок определения доходов для организаций с 2006 г. распространяется и на индивидуальных предпринимателей [2].

В состав доходов включены:

- доходы от реализации  товаров (работ, услуг) и имущественных  прав;

- внереализационные доходы.

При определении доходов  из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Доходы определяются на основании  первичных документов, других документов, подтверждающих получение налогоплательщиком доходов, и документов налогового учета.

Полученные доходы, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте или условных единицах, учитываются  в совокупности с доходами, стоимость  которых выражена в рублях.

Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), как ранее приобретенных, так и собственного производства, а также выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Информация о работе Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России