Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:
- изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;
- исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
- выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4
2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...11
3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...27

Работа содержит 1 файл

налоги К.Р..docx

— 62.45 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4

2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...11

3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РОССИИ………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы обусловлена теоретической  и практической значимостью вопросов, касающихся упрощенной системы налогообложения  в Российской Федерации.

Для реализации задач в  области налогообложения государству  необходим соответствующий инструментарий, который позволяет реализовывать  задачи налоговой политики, направленные на стимулирование развития бизнеса. Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит, в частности, специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики. Специальные налоговые режимы считаются во всем мире оптимальным инструментом для стабилизации налоговых систем; в отличие от налоговых льгот обладают более долгосрочным и универсальным действием, поддающимся более точному экономическому прогнозу. Все это обусловило выбор темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:

- изучить историю применения  упрощенной системы налогообложения  в Российской Федерации;

- рассмотреть условия  и порядок применения упрощенной  системы налогообложения;

- исследовать особенности  расчета единого налога при  применении упрощенной системы налогообложения;

- выявить перспективы  развития упрощенной системы  налогообложения.

В курсовой работе использована отечественная литература по теме, также использовались нормативные  акты, материалы периодических печатных изданий  и статьи из журналов.

 

 

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До 1996 г. в России все предприятия  платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:

- льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);

- налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);

- льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;

- льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);

- возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

Во многом именно благодаря  этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

Не случайно в конце 1995 г. был принят (а вначале 1996 г. вступил  в силу) Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон). Рассмотрим его основные положения.

УСН применялась наряду с  принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной  законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход  к упрощенной системе или возврат  к принятой ранее системе, предоставлялась  субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе в порядке, предусмотренном  Законом.

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона, предусматривала замену уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих  УСН, сохранялся действующий порядок  уплаты таможенных платежей, государственных  пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды [6].

Применение УСН предусматривала  замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Годовая стоимость патента устанавливалась с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Патент выдавался налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

- если общее число работников, занятых в организации, не превышало предельной численности, установленной в соответствии с Законом;

- если организация не имела просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

- если организацией своевременно были сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период [2].

Организациям, применяющим  УСН, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской  отчетности и ведения книги учета  доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана  счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и  организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам  гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие УСН не подпадали  организации, занятые производством  подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности [2].

Субъекты малого предпринимательства  имели право в предусмотренном  Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета  и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления [1].

Вновь созданная организация  или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения УСН считались субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН  устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая  выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет в размере 10 процентов от совокупного дохода;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов  малого предпринимательства определенных категорий являлась валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация  предоставляла в налоговый орган  в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего  уплате единого налога с зачетом  оплаченной стоимости патента, а  также выписку из книги доходов  и расходов (по состоянию на последний  рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период [10].

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета  и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет [8].

Таким образом, среди преимуществ  упрощенной системы налогообложения (УСН), действовавшей в то время, можно  отметить:

- замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой единого налога, что, как правило, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с традиционной системой;

- ведение учета по значительно упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;

- УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;

- право выбора системы налогообложения было оставлено за предпринимателем: он мог применять УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.

Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:

- применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое предприятие вынуждено платить значительный по сумме единый социальный налог);

- единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;

- покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья [12].

- применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;

- выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком; состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного дохода согласно данному закону, был очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был явно неполный, что приводило к завышению совокупного дохода и росту налога;

Информация о работе Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России