Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налоговой системы;
проанализировать процесс становления и функционирования налоговой системы РФ;
рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы налоговой системы…………………………………...7
1.1 Состав и структура налоговой системы……………………………………..7
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ……………….13
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ….18
2. Анализ процесса становления и функционирования
налоговой системы РФ…………………………………………………………..21
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран…21
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ…………34
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...40
3. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..48
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ………………...48
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ…………..54
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании
налоговой системы в отечественной практике………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...69
Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.
Одновременно
негативное влияние на сбор налогов
и формирование показателя среднего
налогового бремени во все большей
степени оказывает теневой
Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.
Создание
благоприятных налоговых условий для
функционирования легальной экономики,
законопослушных налогоплательщиков
целиком и полностью зависит от решения
этих проблем.
Построение
налоговой системы
Каковы эти взаимосвязи?
Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов.
Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.
Было
бы ошибочным считать, что влияния,
а также взаимосвязи
Нет,
налогоплательщики будут
Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение.
Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.
Наиболее
значительное обратное влияние на законодательную
базу оказывает налоговое
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения [19, c.84].
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
При этом предприятие - налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
Акциз – федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.
Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными.
Например,
акцизы на легковые автомобили полностью
(100%) зачисляются в доход
Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.
Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.
До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные.
Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов.
Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.
Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.
Так
как в истории российской налоговой
системы был четырехлетний
Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств [23, c.94].
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.
Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.
Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ.
Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.
На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации – 8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.
Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения.
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты.
Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
2.3 Механизм
управления налоговой
системой РФ
Для
повышения
Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения.
Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ