Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налоговой системы;
проанализировать процесс становления и функционирования налоговой системы РФ;
рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы налоговой системы…………………………………...7
1.1 Состав и структура налоговой системы……………………………………..7
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ……………….13
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ….18
2. Анализ процесса становления и функционирования
налоговой системы РФ…………………………………………………………..21
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран…21
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ…………34
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...40
3. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..48
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ………………...48
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ…………..54
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании
налоговой системы в отечественной практике………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...69
При таком обследовании предприятия и организации – налогоплательщики группируются по однородным признакам, характеризующим их отношение к налогообложению. В частности, наиболее характерная группировка – по видам деятельности.
Действительно, отношение к налогообложению, например, банковской, страховой и промышленной деятельности далеко от однотипности, и поэтому эти налогоплательщики, как правило, объединяются в разные исследуемые группы. То же относится и к другим видам деятельности, например научной, инновационной. Внутри таких групп также могут быть подгруппы, которые отличаются друг от друга составом производимой ими продукции. Это отличает в первую очередь промышленные предприятия.
Группируются налогоплательщики и по признаку отношения их к сфере материального производства: заняты или не заняты они в этой сфере.
На основе такого обследования определяется степень налоговой нагрузки на налогоплательщиков различных групп, и делаются выводы о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в налоговую систему страны.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные
о степени налоговых изъятий
по отношению к ВВП в различных
странах приведены в табл. 2.1
Таблица 2.1 -Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (в процентах)
Страна | Доля налогов и обязательных платежей | Доля налогов без обязательных платежей |
Австрия | 45,5 | 29,9 |
Бельгия | 46,4 | 31,1 |
Великобритания | 33,9 | 27,7 |
Германия | 42,9 | 23,1 |
Дания | 52,8 | 49,7 |
Испания | 35,5 | 21,7 |
Италия | 42,9 | 27,4 |
Канада | 36,3 | 31,0 |
Нидерланды | 44,8 | 26,6 |
США | 31,8 | 22,7 |
Франция | 46,3 | 24,9 |
Швеция | 54,2 | 38,1 |
Япония |
|
18,2 |
Россия |
|
22,1 |
Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода.
Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение же ставок налогов, равно как и отмена льгот по ним чреваты для этих стран как экономическими, так и негативными социальными последствиями.
Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.
Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуждаются в серьезной корректировке, в результате которой становится очевидным, что первоначальный вывод является весьма поспешным и в значительной степени неверным.
Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП сродни показателю «средней температуры по больнице», где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от недопустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП – в среднем по России.
В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Рассмотрим,
какие же факторы оказывают
Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины.
По данным ФНС России примерно 16–17 % налогоплательщиков исправно, и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги.
Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых органах.
По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40 % ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не допоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов.
В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.
Таким же образом, т.е.: исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.
О
фактической собираемости налогов
и проектируемой в бюджете можно судить
по данным табл. 2.2
Таблица 2.2 - Уровень собираемости отдельных видов налогов, %
Вид налога | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации | 75,5 | 63,6 | 69,0 | 68,9 | 65,0 | 82,5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 90,0 | 90,0 | 80,5 | 80,4 | 71,0 | 88,0 |
Налог на доход/(прибыль) предприятий | 87,1 | 83,4 | 75,0 | 74,3 | 82,0 | 82,5 |
Акциз на нефть | 81,2 | 90,3 | 90,0 | 81,2 | 90,0 | 100,0 |
Акциз бензин | – | 98,0 | 60,0 | 92,3 | 60,0 | 93,5 |
Акциз на газ | 69,4 | 87,1 | 62,8 | 88,1 | 73,2 | 92,0 |
Акциз на спирт и ликероводочные изделия | 60,4 | 73,6 | 86,7 | 87,8 | 86,2 | 90,0 |
Налог на пользование недрами | 83,5 | 96,3 | 70,0 | 83,6 | 70,0 | 78,3 |
Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.
В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП.
При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП.
Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике.
Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП. Госкомстат делает свой расчет исходя из наименьшей из этих цифр – 25 %.
В-четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово – хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам.
Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.
Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов.
Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.
Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики [27, c.27-29].
Налоговый кодекс России несколько улучшает структуру налоговой системы в пользу налогоплательщика, признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки. Вместе с тем налог на пользователей автомобильных дорог, дорожный налог будут еще функционировать не менее двух лет, хотя и с уменьшенной ставкой обложения.
И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе, – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части, получаемых ими доходов.
При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход.
С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки ее распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики.
В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.
Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим, при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению.
Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ