Перспективы развития налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налоговой системы;
проанализировать процесс становления и функционирования налоговой системы РФ;
рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы налоговой системы…………………………………...7
1.1 Состав и структура налоговой системы……………………………………..7
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ……………….13
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ….18
2. Анализ процесса становления и функционирования
налоговой системы РФ…………………………………………………………..21
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран…21
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ…………34
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...40
3. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..48
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ………………...48
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ…………..54
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании
налоговой системы в отечественной практике………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...69

Работа содержит 1 файл

налоговая система.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Юрисдикция  СНР субъектного типа ограничивается по принципу определения круга налогоплательщиков – субъектов этого режима, налоговое администрирование ориентировано на определенную категорию налогоплательщиков и осуществляется повсеместно.

     К субъектным СНР относятся те, которые  перечислены в ст. 18 Налогового кодекса:

     1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

     2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);

     3. система налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (глава 263 НК РФ);

     4. система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК РФ).

     Специальные налоговые режимы устанавливаются  НК РФ (п. 7 ст. 12, ст. 18 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ)). Они применяются  в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

     Согласно  п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ специальные  налоговые режимы могут предусматривать  федеральные налоги, не указанные  в статье 13 НК РФ. Однако порядок  установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяются в Налоговом кодексе.

     СНР могут предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности  по уплате федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст.ст. 13-15 НК РФ.

     Практически все специальные налоговые режимы относятся к федеральным специальным  налоговым режимам.

     Исключением является система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ. Тем самым субъект РФ самостоятельно решает вопрос о введении, в том числе о дате введения на своей территории данной системы налогообложения.

     С 2006 г. эта система приобретает  статус местного специального налогового режима.

     При этом представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать в налоговых нормативных актах такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога. Они определяются только в главе 26.3 НК РФ.

     Таким образом, налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды налогов,  входящих в состав  налоговой системы РФ 

      В каждой стране взимается большое  число разнообразных налогов  и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания.

     Во  второй главе Налогового кодекса  Российской Федерации от 2002 года дается краткое представление о налоговой системе Российской Федерации.

     В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, и местные налоги и сборы.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российском Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и законами субъектов  Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

     При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов, Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по донному региональному налогу.

     При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

     При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.

     Иные  элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

     К федеральным налогам и сборам относятся [22, c.58]:

     1) налог на добавленную стоимость;

     3) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

     3) налог на прибыль (доход) организаций;

     4) налог на доходы от капитала;

     5) подоходный налог с физических  лиц;

     6)взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды;

     7) государственная пошлина;

     8) таможенная пошлина и таможенный  сборы;

     9) налог на пользование недрами;

     10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

     11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

     12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

     13) лесной налог;

     14)водный налог;

     15) экологический налог;

     16) федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся:

     1) налог на имущество организаций;

     2) налог на недвижимость;

     3) дорожный налог;

     4) транспортный налог;

     5) налог с продаж;

     6) налог на игорный бизнес;

     7) региональные лицензионные сборы.

     При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

     К местным налогам и сборам относятся [22, c.62]:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество физических  лиц;

     3) налог на рекламу;

     4) налог на наследование или  дарение;

     6) местные лицензионные сборы.

     Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

     - объект налогообложения;

     - налоговая база;

     - налоговый период;

     - налоговая ставка;

     - порядок исчисления налога;

     - порядок и сроки уплаты налога.

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговый льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного периода времени применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

     При установлении специальных налоговых  режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

     Современный этап реформирования отличается высокой  динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция  развития налоговой системы. Оживление  экономики обусловливало ускоренный рост налогов, и повышение налогового бремени.

     В свою очередь, рост нагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов.

     Понижены  налоги с доходов физических лиц  и предприятий, объявлено о снижении ставок НДС, активно обсуждается сокращение платежей в социальные фонды. Но потребность государства в дополнительных ресурсах огромна: внешний долг, социальная сфера, армия, - все требует значительных расходов, поэтому не исключено, что ситуация может поменяться, и налоги придется повышать.

     Снижение  налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшения прямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрирования ими.

     Снижение  налоговой нагрузки, в частности  за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, а, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность.

     Инвестиции  также попадают под косвенное  налогообложение.

     Таким образом, косвенные налоги это стабильный и неиссякаемый источник бюджетной  системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Законодательная  и нормативно-правовая  база налоговой  системы РФ 

     Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу [24, c.94].

     Рассмотрим  становление налоговой системы  в России.

     Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

     В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике  в первые годы реформ российская налоговая  система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ