Особенности расчетов с Фондом социального страхования: первичная документация, отчетность, контроль со стороны ФСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Взносы не являются налогами, поэтому на них понятия и правила 1-й части НКРФ не распространяются.

Работа содержит 1 файл

налогооблажение..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    Особенности расчетов с Фондом социального страхования: первичная документация, отчетность, контроль со стороны ФСС. 

                                                      Введение.

Государственное финансирование социального обеспечения  граждан - это выплаты пенсий, обязательного социального и медицинского страхования. Это осуществляется за счет страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды. Эти обязательные отчисления, за исключением НСПЗ регулируются федеральным законом от 24 июля 2009 года №212.

Взносы не являются налогами, поэтому на них понятия  и правила 1-й части НКРФ не распространяются.

Плательщиком  взносов выступает организация, выплачивающая вознаграждения физ. лицам. Доходы физических лиц эти  взносы не затрагивают, они выплачиваются из средств организации. Все начисления делаются на суммы начисленного заработка на руки, т.е.удержание НДФЛ при этом не имеет ни какого значения.

Объектом обложения  страховыми взносами признаются выплаты, начисленные в пользу физ. лиц  по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Взносы начисляются  на все выплаты, оклады, премии (не зависимо за что они даются).

Не являются объектом обложения страховыми взносами: вознаграждения по гражданско-правовым правам, предметом которых является переход на право собственности на имущество (покупка, аренда имущества и т.д.), на дивиденды физ. лиц т.к. их получение учредителями не ставится в зависимость от выполнения ими работ или оказания услуг организации, государственные пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, суммы материальной помощи работникам в пределах 4000 руб. в год, возмещения расходов физ. лиц в связи с выполнением условий договоров гражданско-правового характера.

      Финансовые ресурсы фонда социального страхования.

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования  своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем  ресурсов не должен быть излишним. В  противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения  финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную  базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование  должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных  расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и  долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета  тарифа на социальное страхование связана  с тем, что начисляемые по этому  тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты  и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется  и тем, что ряд выплат из Фонда  носит не страховой характер (детские  новогодние подарки, расходы на детские  оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных  расчетов особенно велика при определении  тарифа взноса на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти  расчеты должны опираться на исчерпывающие  статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от  
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный  закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов  на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда  и сложившихся расходов на выплату  страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 2000-2002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

                                 Контроль со стороны фондов.

Пенсионный  фонд осуществляет контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование. Фонд социального страхования РФ осуществляет контроль в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменили страховыми взносами в государственные  внебюджетные фонды. И, если раньше обязанность по проведению налогового контроля была возложена на налоговые органы, то теперь контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (далее ПФ РФ), и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы, а Фонд социального страхования РФ (далее ФСС РФ) и его территориальные органы осуществляет контроль в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ). 
Что касается проверок налоговых органов, то они будут продолжаться в отношении ЕСН за периоды до 2010 года (в течение 3-х лет). При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 № 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ либо об отказе в привлечении к ответственности по результатам рассмотрения материалов проверок. Поэтому налоговые органы после осуществления контроля, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы (Письмо ПФ РФ от 31.08.2010 г. № АД-30-24/9291 и ФНС РФ № ММВ-22-2/422). В то же время, арбитражная практика свидетельствует о том, что привлечь к ответственности на основании акта налогового органа ПФ РФ не может, но здесь налогоплательщику придется идти в суд, так как ПФ производит взыскание страховых взносов по решению путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ). 
Основными документами, регламентирующими проверки внебюджетных фондов, являются: 
1) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; 
2) Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; 
3) Распоряжение Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р "Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов"; 
4) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам". 
Органы контроля за уплатой страховых взносов, т.е. ПФ и ФСС проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов (ст. 33 ФЗ № 212-ФЗ): 
1) камеральная проверка; 
2) выездная проверка. 
Причем, Минздравсоцразвития России в Письме от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748 сообщает, что плановые выездные проверки проводятся ПФ и ФСС только совместно, а вот внеплановые проверки они могут проводить независимо друг от друга.  
В целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками - организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, налоговые органы могут участвовать в выездных проверках фондов в части контроля за соблюдением требований предъявляемых для применения пониженных тарифов в 2010 году, в остальном же участие налоговых органов сводится к предоставлению информации, необходимой для проверки.  
За непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ФЗ № 212-ФЗ предусмотрен штраф в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % и не менее 100 рублей. 
Если расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не представлялся в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока - штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей. 
Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов. Если такие деяния совершенные умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченной суммы страховых взносов. 
Отказ или непредставление плательщиком в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
 

                        Отчетность по страховым взносам.

В соответствии с изменениями была утверждена единая форма расчета в отношении страховых взносов, уплачиваемых отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС – форма РСВ-1 ПФР (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н, зарегистрированным в Минюсте 18.12.2009 года). Данный расчет сдается ежеквартально, нарастающим итогом с начала года в территориальный орган ПФР. Расчет должен сдаваться до 1 числа месяца, следующего за месяцем окончания квартала. Так, организации за I квартал 2010 года должны сдать расчет не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 30 июля, за III квартал – не позднее 30 октября.

Новая отчетность о страховых взносах на бумажных носителях в 2010 году может быть предоставлена, если среднесписочная численность организации составляет не более 100 человек. В 2011 году данный порог сокращается до 50 человек. Если среднесписочная численность превышает установленную, то отчетность должна сдаваться в электронном виде. В случае возникновения вопросов по заполнению формы расчета организация может обратиться за разъяснениями по месту своего учета

Общие требования к заполнению расчета страхового взноса.

Расчет предусматривает отражение данных по начислению и уплате страховых взносов: 
- на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации; 
- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 
- плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Как говорилось ранее, если среднесписочная численность  не превышает установленного порога, расчет страхового взноса по единому тарифу может быть заполнен вручную печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Расчет может быть заполнен с использованием вычислительной техники. Если расчет представляется в электронном виде, он сопровождается бумажным носителем. Статья 15 Федерального закона N 212-ФЗ разрешает представление декларации в электронном виде с электронной цифровой подписью.

Расчет страховых  взносов заполняется по данным бухгалтерского учета. Общий порядок заполнения формы мало, чем отличается от других форм отчетности. В каждую строку и  соответствующие ей графы вписывается  только один показатель. Если какой-либо показатель отсутствует, в данной строке ставится прочерк. Также ставится прочерк в таблицах, если они не заполняются, а страница, на которой они находятся, должна сдаваться. Сумма страховых взносов, указываемая в расчетах и подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, указывается в рублях. Округление суммы страхового взноса при наличии копеек происходит следующим образом: до 50 копеек сумма копеек отбрасывается, а сумма от 50 копеек округляется в пользу целого числа. Округление до целых рублей базы для начисления страховых взносов, а также исчисленных сумм страховых взносов, иных показателей, имеющих денежное выражение, которые указываются в Расчете, производится после суммирования всех данных индивидуального учета в целом по плательщику страховых взносов.

Неверно внесенные  данные в расчет могут быть исправлены. Для этого необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать  правильное значение и поставить  подпись плательщика или его  представителя под исправлением, с указанием даты исправления. Любое исправление должно заверяться печатью (для иностранной организации – штампом). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства. В верхней части расчета указывается регистрационный номер, присвоенный организации в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ по месту постановки на учет. После заполнения расчета проставляется сквозная нумерация.

Обязательным  для всех плательщиков страховых  взносов является заполнение титульного листа, разделов 1 и 2. Разделы 3 и 4 заполняются в том случае, если организация применяет пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, начисленных в пользу отдельных работников (часть 2 статьи 57 и статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ). Раздел 5 в случае наличия недоимки либо переплаты по страховым взносам на начало расчетного периода. Сданный расчет подтверждается работником Пенсионного фонда РФ. Он проставляет данные о способе представления расчета, количестве страниц расчета, количестве листов подтверждающих документов, дату, фамилию и инициалы сотрудника, и его подпись.

                    Отчетность по персонифицированному учету.

В связи с  изменения в системе обязательного  страхования и принятием Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ состав органов, контролирующих правильность расчета, своевременность уплаты налогов и взносов, также представления отчетности, расширились за счет появления администраторов страховых взносов: ПФР и ФСС. Вместе с тем, никто не отменял обязанность по представлению в ПФР сведений персонифицированного учета, срок представления которых из ежегодного превратился в ежеквартальный.

Согласно ч.1 ст. 1 Закона №212 различают три типа страховых взносов в зависимости от видов обязательного социального страхования:

  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (существовали и до 2010 г.);
  • Страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (администратором является ФСС России, поэтому в данной статье не рассматриваются).

Информация о работе Особенности расчетов с Фондом социального страхования: первичная документация, отчетность, контроль со стороны ФСС