Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:14, реферат
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения субъектов малого бизнеса, как органи¬заций, так и индивидуальных предпринимателей:
1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных зако¬нодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
2. Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, применяе¬мые по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.
Налоговая ставка устанавливается
в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный
налог исчисляется как
Налоговым периодом признается календарный год. Перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Переход возможен только с начала календарного года, уведомив об этом ИМНС не позднее 15 января года, в котором предприятие предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70%, то налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении налогового периода и производит уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по ЕСХН. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения вправе перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после того, как утратил право на его применение. По итогам отчетного периода (полугодия) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов. Уплата авансового платежа производится по местонахождению организации, предпринимателя не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Сумму налога, рассчитанную по итогам года, необходимо будет уменьшить на величину авансового платежа по налогу.
По итогам налогового периода, т.е. календарного года, налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в налоговые органы налоговые декларации и уплачивают налог в те же сроки, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя и зачисляется на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты го-
сударственных внебюджетных фондов. Утратить право на ЕСХН можно только по итогам года. Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Также следует учитывать, что налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество. Указанный налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним. Привилегии, которые производитель сельскохозяйственной продукции получает при переходе на ЕСХН, не столь значительны как кажутся на первый взгляд. Предприятия при переходе должны принимать во внимания множества факторов. К преимуществам ЕСХН можно отнести:
- замещение совокупности налогов одним, вследствие готовая нагрузка на малые и средние предприятия;
Среди недостатков режима можно выделить:
- перечень расходов, признаваемых при ЕСХН (приведен в п. 1 ст. 346.5 НК РФ), более ограничен, чем при общей системе налогообложения.
Специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. При сокращении объема текущих платежей у хозяйств будет реальная возможность направлять высвободившиеся денежные средства в производство. Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики.
2.3. Упращенная система налогообложения
В Российской Федерации упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом №222-ФЗ от 29.12.1995г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (принят ГД ФС РФ 08.12.95г.). В результате проводимой в настоящее время государственной политики по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства введена в действие глава 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения», нормы которой вступили в силу с 1 января 2003 года и в значительной мере снижают ограничения по переходу отдельных хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При этом применение упрощенной системы разрешается только в том случае, если субъект не обязан применять какой-либо иной специальный налоговый режим.
Для налогоплательщиков применение упрощенной системы налогообложения, в соответствии со ст.346.11 НК РФ, предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, взамен уплаты:
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. При УСНО применяется кассовый метод учета доходов и расходов, то есть датой получения доходов будет считаться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, а расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета - фактуры оформлять не должны.
Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Подпункт 15 п.З ст.34612 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек. Следует обратить внимание и на пп.16 п.З ст.346.12 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб. применение УСН зависит также от доли участия другой организации в уставном капитале. Организации не могут применять «упрощенку», если для участия организаций составляет более 25%. Это ограничение не распространяется на уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (среднесписочная численность инвалидов не меньше 50%) и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ от 19.06.1992 3085-1 «О потребительской кооперации...».
Прекратить применять упрощенную систему налогообложения можно только с начала нового налогового периода (календарного года), уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, с которого предприниматель предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового (или отчетного - квартала, полугодия, девяти месяцев) периода доход налогоплательщика превысит 60 млн. рублей, или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей, или количество работающих превысит 100 человек, то он теряет право на применение УСНО. Поэтому он будет обязан перейти на общий режим налогообложения и уплатить все налоги с начала того квартала, в котором произошло соответствующее превышение. Пени и штрафы в этом случае не уплачиваются. В течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода нужно уведомить налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения при утрате права на применение УСНО.
Организации в зависимости от осуществляемой ими деятельности и организационно-правовой формы подразделяются на несколько видов. Некоторые организации и индивидуальные предприниматели не могут перейти на УСН, так как попадают в категорию лиц, перечисленных в п.3 ст.34612 НК РФ.
Объектом налогообложения в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:
а)доходы (налоговая ставка - 6%);
б)доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка -15%).
При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком. Объект налогообложения при УСН может изменяться ежегодно, с начала налогового периода. Для смены необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря. В течение года объект налогообложения изменить нельзя. Особенности каждого объекта, возможного при применении УСН.
Таблица 1 - Особенности УСН в зависимости от выбранного объекта налогообложения.
Наименование показателей |
Объект налогообложения | ||
Доходы |
Доходы минус расходы | ||
1 |
2 |
3 | |
Ставка |
6% |
15% ( субъектами может быть снижена до 5%) | |
Налоговая база |
Сумма доходов |
Сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (документально подтвержденных, экономически обоснованных и фактически оплаченных) | |
Порядок признания расходов |
Расходы, произведенные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога |
Закрытый перечень расходов и порядок их признания приведен в ст. 346.16 НК | |
Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование |
Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов и на выданные работникам пособия по временной нетрудоспособности (за счет собственных средств организации или ИП, а не за счет средств ФСС РФ). Но в течение года не может быть уменьшена более чем на 50%. Иными словами, величина налога при УСН на объекте «доходы» может уменьшиться с 6% до 3% суммы дохода |
Сумма налога к уплате на эта выплаты не уменьшается | |
Уплата минимального налога |
Не уплачивается
|
Исчисляется и уплачивается за налоговый период (год) по формуле: Н=Дх1%. Если сумма минимального налога окажется больше суммы налога, рассчитанного обычным путем, то уплачивается минимальный налог, а разница между ними пойдет на увеличение сумм убытков, переносимых на будущие периоды
| |
Перенос убытков на будущее |
Не переносятся
|
НБ можно уменьшить по итогам года на сумму прошлых убытков, полученных при применении УСН с таким же объектом. Убыток может быть перенесен в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором он был получен. Убытки можно перенести целиком или частично на любой год из последующих девяти лет (п.7 ст.346.18 НК) | |
Формула для расчета налога, подлежащего уплате в бюджет
|
Н = Д х 6 % - СВ ПФР (50 %Д) -ПВН, где: Д - доходы; Ст - налоговая ставка; СВ ПФР - сумма страховых выплат в ПФР; IBH - сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. |
Н = (Д-Р) х Ст, где Д - доходы; Р - расходы; Ст - налоговая ставка. Здесь суммы, которые уменьшают налог с объектом «доходы», учтены в составе расходов.
|
Чтобы определиться с объектом налогообложения в первую очередь нужно проанализировать свои расходы - есть ли они вообще, в принципе, возможно ли их документально подтвердить, связаны ли они с доходами. Если все это имеется, дальше оценивается доля расходов в общей сумме доходов. Если доля расходов, которые можно учесть НБ, в составе доходов составляет 60%, то, исходя из величины налоговой нагрузки, совершенно все равно, какой выбирать объект налогообложения, т.к. сумма "упрощенного" налога все равно будет одинаковой - 6% величины полученных доходов. Если доля расходов в составе доходов составляет меньше 60%, целесообразно выбирать в качестве объекта налогообложения доходы.
В статье 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, которые, будучи обоснованными и документально подтвержденными, уменьшают полученные доходы. Неожиданно широкий перечень расходов (34 наименования) значительно расширяет возможности налогоплательщика. Принципиально новым в главе 262 (в сравнении с ранее действующим порядком) является принятие в уменьшение налоговой базы:
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Согласно статье 346.19 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Глава 262 предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае перечисление по итогам каждого отчетного периода. По авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения. Разница в этих порядках состоит и в способе зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Плательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Информация о работе Особенности налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации