Особенности налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения субъектов малого бизнеса, как органи¬заций, так и индивидуальных предпринимателей:
1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных зако¬нодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
2. Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, применяе¬мые по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 54.38 Кб (Скачать)

2.Особенности  налогообложения малого бизнеса  в Российской Федерации

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют  следующие системы налогообложения  субъектов малого бизнеса, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей:

1. Общеустановленная система налогообложения,  предусматривающая уплату субъектами  малого предпринимательства совокупности  установленных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

2. Специальные налоговые режимы  для субъектов малого бизнеса,  применяемые по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.

Под общим режимом налогообложения  будем понимать систему налогов, сборов и платежей, установленных НК РФ и уплачиваемых юридическими и физическими лицами за исключением тех случаев, когда налогоплательщики применяют так называемые специальные режимы налогообложения.

Согласно, ст. 18 НК РФ, «специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов...». Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ.

К специальным налоговым режимам  относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;

3)система налогообложения в  виде единого налога на вмененный отдельных видов деятельности;

4)патентная система налогообложения

5) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе продукции.

    В основе всех специальных налоговых режимов лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период. Рассмотрим особенности общего режима (традиционной системы) и специальных налоговых режимов.

 

 

2.1. Общая система налогообложения

Под общим режимом налогообложения  понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

  • налога на прибыль;
  • налога на добавленную стоимость (НДС);
  • налога на имущество физических лиц;
  • акцизов;
  • налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • транспортного налога;
  • земельного налога;
  • налога на игорный бизнес;
  • водного налога;
  • сборов за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;

 

 

Вид налога

Налогоплательщики

Объект  налогообложения

Налоговая база

1

2

3

4

Налог на прибыль

1. Российские органи- 
зации

2. Иностраннные орга- 
низации, осуществ- 
ляющие свою деятель- 
ность в РФ через по- 
стоянные представи- 
тельства и получаю- 
щие доходы от источ- 
ников в РФ (ст.246)

Прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину производственных расходов, признанных в соответствии со ст.247 НК

Денежное  выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст.274)

НДС

.Организации  2. Индивидуальные предприниматели  (ст. 143)

Реализация  товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о представлении отступного или  новации, а также передача имущественных прав (ст. 146)

Все  виды доходов налогоплательщика, связанные  с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученные им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст. 153

Налог на имущество

1. Российские органи- 
зации

2. Иностраннные орга- 
низации, осуществ- 
ляющие свою деятель- 
ность в РФ через по- 
стоянные представи- 
тельства и имеющие в 
собственности недви- 
жимое имущество на 
территории РФ

Движимое  и недвижимое имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

акцизы

Организации и ИП реализующие  подакцизные товары и подакцизное  минеральное сырье перечень которых  определен (ст.181)

Реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных  товаров в т.ч. реализации предметов  залога и передача подакцизных товаров  по соглашению о представлении отступного или новации (ст.182)

 Обьем реализованных подакцизных  товаров в натуральном выражении  (ст.187)

НДФЛ(в отношении НДФЛ субьект  малого бизнеса является налоговым  агентом)

Физические лица являющиеся налоговыми резидентами РФ, а так  же физические лица получающие доходы от источников в РФ, не являются налоговыми резидентами (ст.207)

Доход, полученный налогоплательщиками  от источников в РФ и от источников за пределами    РФ(ст.209)

Все доходы налогоплательщика полученые  им как в денежной, так и в  натуральной формах, или право  на распоряжение которыми  у него возникло, а так же доходы в виде материальной выгоды (ст.209)

НДПИ

Организации и индивидуальные предприниматели, признанные пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст.334)

Полезные  ископаемые, добытые из недр на территории РФ, предоставленных налогоплательщику в пользование в соотв. с законодательством РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отд. Лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст.336). 

 

Стоимость добытых полезных ископаемых (ст.338.)

Транспортный налог 

Лица, на которых  зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные ТС, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

  • мощность  двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • паспортная статическая тяга реактивного двигателя воз душного транспортного средства;

- валовая вместимость в регистровых тоннах;

- как единица транспортного средства.

Земельный налог

Организации и ФЛ, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

Земельный участок

Кадастровая стоимость     земельного  участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

Налог на

игорный

бизнес

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения  признаются:

- игровой стол;

- игровой автомат;

- касса тотализатора;

- касса букмекерской конторы.

Определяется  отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов

Водный  налог

признаются  организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование

Объем воды, площадь акватории, количество произведенной   электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава

Объем забранной воды

Гос. пошлина

Организации и физические лица в случае, если они:

- обращаются за совершением юридически значимых действий;

- выступают ответчиками в судах и при этом решение суда принято не в их пользу

Выполнение  юридически значимых действий

 

Главной особенностью ведения учета доходов  и расходов налогоплательщиком, работающим на общеустановленной системе налогообложения, является применение кассового метода (после фактического получения дохода и совершения расхода). В отличие от применения юридическим лицом общей системы налогообложения индивидуальный предприниматель не уплачивает налог на прибыль. Но при получении индивидуальным предпринимателем доходов возникает налоговая база по НДФЛ.

  Согласно  п. 1 ст. 210 НК РФ при определении  налоговой базы по НДФЛ учитываются  все доходы, полученные налогоплательщиком  в налоговом периоде как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды; Такими доходами будут доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и все прочие доходы, которые индивидуальный предприниматель получал как физическое лицо вне этой деятельности.

Если  при исчислении налога на прибыль  доходы можно было уменьшить на сумму расходов, то ИП при исчислении НДФЛ вправе уменьшить свои доходы на профессиональные налоговые вычеты (п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ). Уменьшить можно только доход, полученный от предпринимательской деятельности. По общему правилу расходы принимаются к вычету только в тех случаях, когда они могут быть подтверждены документально. Однако в отношении индивидуальных предпринимателей ст. 221 НК РФ предусмотрено исключение из этого правила. Им разрешено учесть в составе профессионального вычета и неподтвержденные расходы. Но в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности (абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ).

  Налоговым периодом признается календарный год. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

  1. за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей
  2. за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере четвертой годовой суммы авансовых платежей;

  3)за октябрь - декабрь - не  позднее 15 января следующего ной  четвертой годовой суммы авансовых  платежей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %. Налоговая устанавливается в размере 35 % в отношении:

  1. доходов, полученных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;
  2. стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
  3. страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  4. суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющими  резидентами РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в  отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

   Если сравнить существующих в  настоящее время системы налогообложения, то для малого бизнеса общая система является наиболее сложной как по порядку учета доходов и расходов, так и по количеству уплачиваемых налогов и объему представляемой в налоговые органы отчетности (налоговых деклараций). При выборе системы налогообложения необходимо всесторонне проанализировать приемлемость той или иной системы к конкретным условиям своего бизнеса как с позиции оптимизации налогообложения, так и с позиции влияния той или иной системы налогообложения на условия осуществляемой им деятельности, в том числе и на взаимоотношения с партнерами по бизнесу, наемными работниками и т.д.

 

 

2.2. Единый сельхозяйственный налог

 

С 01.01.2002 г. в отношении организаций (в  т.ч. малых предприятий), крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными  товаропроизводителями, применяется  специальный налоговый режим  «Единый сельскохозяйственный налог» (глава 26.1 второй части Налогового кодекса).

Переход на уплату единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН) и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются в добровольном порядке. Переход  на уплату ЕСХН - не позднее 31 декабря. Вместе с уведомлением предоставляют данные о доле дохода от сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода по итогам 9 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН.

    Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога при выполнении ряда условий [Налоговый вестник. Кирюшина И. М. Налоги и пени при утрате права на применение ЕСХН. №8, 2010, с.26]. Так, не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представители

2)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3)организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4)бюджетные учреждения.

ЕСХН заменяет уплату НДФЛ (в отношении  доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, иные налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения, а также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Как уже было отмечено, налогоплательщиками  единого сельскохозяйственного налога являются сельхозтоваропроизводители. «Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию...». К сельскохозяйственной продукции НК РФ относит продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукцию животноводства, в том числе полученную в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

В НК также прописано условие, без  выполнения которого переходить на данный режим и оставаться на нем нельзя: доля дохода от реализации произведенной  сельскохозяйственной продукции, включая  продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного  сырья услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей, должна составлять не менее 70 процентов. Доля доходов определяется налогоплательщиками как отношение данных о полученной ими по итогам календарного года сумме доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции к данным о полученной ими за указанный период времени общей сумме доходов от реализации товаров (работ, услуг). Вышеуказанные доходы определяются налогоплательщиками в порядке, предусмотренном ст. 249 и 251 НК РФ.

Плательщикам единого налога не предоставлен выбор объекта налогообложения, им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

   Налоговой базой признается  денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторыми немаловажными особенностями. В частности, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты s мои ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых до 3-х лет» списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2-й - 30 %, и в 3-й - оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара. Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %, при этом сумма убытков, превышающая это ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Информация о работе Особенности налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации