Особенности налогообложения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Государство зависит от налога так же, как водолаз зависит от шланга, подающего ему воздух. С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Налоги, по крайней мере, в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию.
Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.
Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Он еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
Актуальность темы состоит в том, что налоговые доходы с физических лиц – это основная часть доходов государства, и в том, что проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные налоги, которые взимаются с физических лиц и выработать ряд мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

Содержание

Введение
Глава I. Основные налоги, применяемые к физическим лицам.
Налог на доходы физических лиц.
Налог на имущество физических лиц
Земельный налог
Транспортный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Глава I I. Пути и способы совершенствования налогообложения физических лиц в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

kursovik_1.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Санкт-Петербургский Торгово-экономический  университет

 

Кафедра налогообложения и налогового менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по курсу: “Основы  налогообложения”

на тему:

 

“Особенности налогообложения  физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, в Российской Федерации”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Кислицина Е.А

 

Факультет: ФУиБТ

 

 Группа: 1403

 

Проверил: Стаценко А.В.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава  I. Основные налоги, применяемые  к физическим лицам.

    1. Налог на доходы физических лиц.
    2. Налог на имущество физических лиц
    3. Земельный налог
    4. Транспортный налог
    5. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Глава I I. Пути и способы совершенствования  налогообложения физических лиц  в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Государство зависит от налога так же, как водолаз зависит от шланга, подающего ему воздух. С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Налоги, по крайней мере, в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию.

Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство  необходимыми финансовыми ресурсами  и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

Потенциал налогов с  физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Он еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

Актуальность темы состоит  в том, что налоговые доходы с физических лиц – это основная часть доходов государства, и в том, что проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные налоги, которые взимаются с физических лиц и выработать ряд мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

 

 

 

 

Глава I. Основные налоги, применяемые к физическим лицам.

 

    1. Налог на доходы физических лиц

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом  и представляет собой изъятие  части доходов физических лиц  в бюджетную систему РФ для  последующего перераспределения.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

Преимуществами НДФЛ являются:

· соотношение суммы налога не с  усреднённым, а с конкретным доходом  налогоплательщика (т.е. этот налог  относится к группе личных налогов);

· основной способ взимания этого налога - у источника выплаты - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;

· налог в наибольшей степени  отвечает основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер (формирование бюджетов всех уровней), кроме того, взимание этого налога имеет большие перспективы.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных  уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

  1. распределительную;
  2. фискальную;
  3. контрольную.

Фискальная функция - основная, характерная  для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налога в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, льготообразующих признаков объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Согласно налоговому кодексу Российской Федерации налогоплательщиками  признаются:

    • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
    • физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников РФ.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся  граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Следовательно, те физические лица, которые находятся в РФ менее 183 дней, не являются налоговыми резидентами РФ. Выделение двух категорий налогоплательщиков имеет значение для налоговой обязанности, поскольку налоговые резиденты несут полную обязанность, т.е. уплачивают налог со всех полученных доходов, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, несут ограниченную налоговую ответственность и уплачивают налог только с доходов, пученных на территории РФ.

Независимо от фактического времени  нахождения в РФ налоговыми резидентами  признаются и российские военнослужащие, сотрудники органов государственной  власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства  иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).

Уточнение налогового статуса налогоплательщика  производится на дату:

- фактического завершения пребывания  иностранного гражданина на российской  территории в текущем календарном  году;

- следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;

- отъезда российского гражданина  на постоянное место жительства  за пределы России.

Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что течение срока, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало.

Следовательно, фактическое нахождение на российской территории физического  лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического  лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для  физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

Шкала определения ставки плоская, т.е. ставка не зависит от величины налогов. Для всех налогоплательщиков применяется  единый размер налоговой ставки - 13%.

Однако в отношении определенных доходов установлены иные налоговые  ставки.

 

 

Ставки НДФЛ в Российской Федерации

 

Вид доходов

Ставка налога

Основные доходы (работа по найму, договоры подряда, сдача в аренду жилья)

13%

· Процентные доходы по вкладам в  банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования

35%

· Суммы экономии на процентах при  получении налогоплательщиками  заемных (кредитных) средств в части  превышения установленных размеров (за исключением жилищных кредитов)

35%

· Страховые выплаты по договорам  добровольного страхования в  части превышения установленных  размеров

35%

· Стоимость выигрышей и призов сверх установленных норм

35%

Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

30%

Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

9%


 

 

 

 

 

 

 

 

Льготы при исчислении налога на доходы физических лиц.

 

Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных направлениях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

В НК РФ (ст.56) дается определение налоговых  льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Информация о работе Особенности налогообложения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в Российской Федерации