Особенности исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения табачной продукции в Российской Федерации.
Основные задачи курсовой работы:
изучить понятие «акциз»
выяснить историю акцизов в России
проанализировать современное состояние акцизного налогообложения в Российской Федерации
изучить порядок исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......2
Юридическая природа акцизов …………………………………....4-9
1.1 История возникновения акцизов……………………………...4
1.2 Основные положения современного законодательства об акцизах……………………………………………………………...............6
2 Особенности исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия....................................................................................................10-24
2.1 Объект обложения акцизами на табачную продукцию…….13
2.2 Налоговая база и ставки акциза на табачную продукцию…17
2.3 Определение суммы акциза на табачные изделия и сроки уплаты налоговой декларации…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………..............................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 59.27 Кб (Скачать)

      Акциз с зажигательных  спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

      Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны  состоял из патентного сбора со спичечных  фабрик и акциза, взимаемого посредством  бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с  упаковки, содержащей до 300 спичек российского  производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. [18].

      Таким образом, в Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2  Основные положения современного законодательства об акцизах 

      На  Руси акцизы стали взимать еще  в XIV веке, обеспечивая доходами 60% потребностей казны в денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в  налоговых системах практически  во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения  акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа [14].

      В современной России акцизы были введены  Законом РСФСР от 06.12.91 № 1993-1 «Об  акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР  «Об акцизах» неоднократно вносились  изменения и дополнения — в  соответствии с Федеральным законом  от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок  уплаты акцизов регламентирован  главой 22 Налогового кодекса РФ (далее  — НК РФ)[2].

      Природа акциза как косвенного налога заключается  в том, что он учитывается в  отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем.

      Изначально  акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных  товаров». В Российской Федерации  акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они  устанавливаются с целью изъятия  в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции  и создания примерно одинаковых экономических  условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.

      Кроме того, например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам [7]:

      - ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам  на медицинское обслуживание, покрываемое  за счет бюджета;

      - ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам  из  бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.

      Оптимальной ставкой налогообложения по таким  «вредным товарам» считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги.

      Акцизы, являясь разновидностью косвенных  налогов, обладают рядом особенностей:

  • акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);
  • объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизы выпадают работы и услуги);
  • акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.

      Акцизы  играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный  бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП, а уже  в 2009г. 2502,6 млрд. руб., или 6,41% от ВВП.

      Подакцизными  товарами признаются [10]:

    1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
    2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

      Не  рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;
  • товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
    1. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
    2. пиво;
    3. табачная продукция;
    4. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    5. автомобильный бензин;
    6. дизельное топливо;
    7. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    8. прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии).

      С 1 января 2004г. природный газ не облагается акцизами. Тем самым не остается ни одного вида минерального сырья, облагаемого  акцизами.

      Делая вывод из всего сказанного в этой главе, можно отметить, что акцизы являются одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов  заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов  приспособлены для государственного регулирования производства и потребления  широкого круга товаров. 
 

      2. Особенности исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия                                     

      2.1 Объект обложения  акцизами на табачную продукцию 

      В соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) акцизами облагаются следующие  табачные изделия (в НК РФ употребляется  также термин "табачная продукция"): табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, сигары, сигариллы, сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы [2].

      Объект  обложения акцизами, то есть перечень операций, при совершении которых  необходимо начислять акциз, определен  ст. 182 НК РФ. Соответственно плательщиками  акциза признаются организации и  индивидуальные предприниматели, совершающие  операции, признаваемые объектом обложения акцизами.

      В частности, акциз должен начисляться  при реализации на территории Российской Федерации произведенных табачных изделий, в том числе при реализации предметов залога и передаче произведенных  табачных изделий по соглашению о  предоставлении отступного или новации. Согласно ст. 182 НК РФ реализацией в  целях исчисления акцизов понимается передача права собственности на товар.

      Акцизами  также облагается продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных  судов или других уполномоченных органов конфискованных или бесхозяйных  подакцизных товаров.

      Кроме того, объектом обложения акцизами признается ряд операций по передаче произведенных табачных изделий. В  отличие от операции по реализации товаров при их передаче смены  собственника не происходит, тем не менее ст. 182 НК РФ предусмотрена  обязанность непосредственных производителей начислять акциз, в частности, по следующим операциям:

      - передача на территории Российской  Федерации табачных изделий, произведенных  из давальческого сырья, собственнику  этого сырья либо другим лицам  (в том числе получение табачных  изделий в собственность в  счет оплаты услуг по производству  табачных изделий из давальческого  сырья).

      Пример: Организация - собственник табака заключила договор на оказание услуги по переработке этого табака с целью производства сигарет. В этом случае акциз будет начисляться переработчиком при передаче сигарет собственнику либо при передаче этих подакцизных товаров любому лицу по указанию собственника;

      - передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров для  собственных нужд (например, для  использования на представительские  расходы);

      - передача на территории Российской  Федерации произведенных подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды  кооперативов, а также в качестве  взноса по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности);

      - передача на территории Российской  Федерации организацией (хозяйственным  обществом или товариществом)  произведенных подакцизных товаров  своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного  общества или товарищества), а  также передача подакцизных товаров,  произведенных в рамках договора  простого товарищества, участнику  вышеуказанного договора при  выделе его доли из имущества,  находящегося в общей собственности  участников договора, или при  разделе такого имущества [18].

      Что касается операции по передаче произведенных  подакцизных товаров на переработку  на давальческой основе, то следует  иметь в виду, что организация  или индивидуальный предприниматель, являющиеся производителями табака, могут передать его на переработку  с целью производства сигарет. В  этом случае, казалось бы, надо начислять  акциз. Однако, как установлено ст. 193 НК РФ, на табак, используемый в качестве сырья для производства табачной продукции, ставка акциза не установлена. Эта означает, что при передаче на дальнейшую переработку табака, предназначенного для использования  в качестве сырья, акциз не начисляется.

      Объектом  обложения акцизами признается также  операция по ввозу табачных изделий  на таможенную территорию Российской Федерации.

Информация о работе Особенности исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия