Основы налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить элементы налога
рассмотреть классификацию налогов в Республике Беларусь
ознакомиться с особенностями современной налоговой системы и принципами её построения
узнать о существующих налоговых льготах

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Теоретическая часть. Основы налоговых отношений…………………..
1.1 Элементы налога…………………………………………………………..
1.2 Классификация налогов……………………………………………………
1.3 Современная налоговая система и принципы её построения…………..
1.4 Налоговые льготы…………………………………………………………
Практическая часть…………………………………………………………
Задание №1………………………………………………………………………..
Задание №2…………………………………………………………………………
Задание №3………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

moy_kursach_nalogi.docx

— 192.69 Кб (Скачать)

Налоговая система - это совокупность налогов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также принципов, способов, форм и методов их взимания.

Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. В основу их классификации положены различные классификационные признаки.

Практика налогообложения, исчисляемая  столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, были впервые сформулированы А.Смитом еще в прошлом веке.

Первый - принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

Второй - принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

Третий - принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертый - принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

Именно в конце XVIII в. закладывались  основы современного государства, проводящего  активную экономическую, в том числе  финансовую и налоговую, политику.

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны  государства, так и плательщиков:

    • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
    • однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
    • стабильность налоговой системы в течение длительного времени;
    • оптимальность налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

В Республике Беларусь разработан Налоговый  кодекс, который является единым систематизированным сводом законов Республики Беларусь, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.

В Кодексе законодательно развиты  и расширены действующие принципы, введены новые требования к построению и функционированию налоговой системы исходя из сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается устанавливать налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров или ограничивать законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно- правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

Наряду с принципами налоговая  система включает способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три  способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный у  источника образования объекта.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

 

1.4. Налоговые льготы

В налоговой политике любого государства  важное место занимают налоговые льготы, представляющие частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу, это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения.            

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

По налогам могут устанавливаться  в законодательном порядке определенные льготы в различных формах. К их числу относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые  льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию.

Снижение ставки налогообложения  приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложения.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

Льготный режим налогообложения  воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики.

В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые  льготы: общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога; специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. При этом важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот и оперативно реагировать и менять механизм налогообложения, и в первую очередь налоговые льготы. В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства, определенным категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

Налоговые льготы в зависимости  от органа, который их предоставляет, подразделяются на льготы, установленные республиканской властью, и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местное значение.

На практике налоговые льготы могут  классифицироваться по получателям: хозяйствующим  субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов в результате налоговых скидок и льгот с физических лиц обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения через кредитную систему также могут стимулировать рост производства.

 

    1. Практическая часть

Вариант № 5

ЗАДАНИЕ № 1

Работа выполняется  в денежных единицах РБ.

 Базовая величина  - согласно действующему законодательству на момент выполнения  курсовой работы.

Отчетным месяцем для исчисления налогов является  январь

Рассчитать налоги на заработную плату:

-подоходный налог

-пенсионный фонд

-взносы в ФСЗН (ставка 34%)

-взносы на страхование от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  (ставка 0,6%)

Таблица 1.1 – Исходные данные

 

 

Иванов А.И.

 

Петров Н.П.

 

Сидоров Л.М.

 

Тихонова Л.А.

1.Сведения о работнике

Штатник

Штатник,

2 детей

Штатник, инвалид 3 гр.

Совместитель

3 детей

2.Оклад

9

11

17

9

3.Премия 

30

15

30

25

4.Доплата за работу в праздничные  дни

-

3

-

-

5.Пособие по временной нетрудоспособности

-

3,4

2,5

-

6.Компенсация за неиспользованный  отпуск

8

-

-

-

7.Доплата на удешевление питания

2,4

2,4

2,4

2,4

8.Доплата на приобретение проездных  билетов

1,2

1,2

1,2

1,2

9.Доплата за стаж

-

-

0,7

-

10.Материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами

1,2

1,2

1,2

-

11.Подарок к юбилейной дате

(40-летию) за счет средств предприятия.

-

-

20

-

12.Материальная помощь  к отпуску

-

4

-

-


Петров в январе оплатил за обучение в ВУЗЕ 12БВ (420000)(первое образование). Соответствующие документы представлены в бухгалтерию предприятия.

1 базовая величина = 35000 белорусских  рублей.

Таблица 1.2 – Исходные данные с учетом базовой величины

 

 

 

 

Иванов А.И.

 

Петров Н.П.

 

Сидоров Л.М.

 

Тихонова Л.А.

 

Итого

1.Сведения о работнике

Штатник

Штатник,

2 детей

Штатник, инвалид 3 гр.

Совместитель

3 детей

 

2.Оклад

315000

385000

595000

315000

1610000

3.Премия 

94500

57750

178500

78750

409500

4.Доплата за работу в праздничные  дни

-

105000

-

-

105000

5.Пособие по временной нетрудоспособности

-

119000

87500

-

206500

6.Компенсация за неиспользованный  отпуск

280000

-

-

-

280000

7.Доплата на удешевление питания

84000

84000

84000

84000

336000

8.Доплата на приобретение проездных  билетов

42000

42000

42000

42000

168000

9.Доплата за стаж

-

-

24500

-

24500

10.Материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами

42000

42000

42000

-

126000

11.Подарок к юбилейной дате

(40-летию) за счет средств предприятия.

-

-

700000

-

700000

12.Материальная помощь  к отпуску

-

140000

-

-

140000

Информация о работе Основы налоговых отношений