Основы налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить элементы налога
рассмотреть классификацию налогов в Республике Беларусь
ознакомиться с особенностями современной налоговой системы и принципами её построения
узнать о существующих налоговых льготах

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Теоретическая часть. Основы налоговых отношений…………………..
1.1 Элементы налога…………………………………………………………..
1.2 Классификация налогов……………………………………………………
1.3 Современная налоговая система и принципы её построения…………..
1.4 Налоговые льготы…………………………………………………………
Практическая часть…………………………………………………………
Задание №1………………………………………………………………………..
Задание №2…………………………………………………………………………
Задание №3………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

moy_kursach_nalogi.docx

— 192.69 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

  1. Теоретическая часть. Основы налоговых отношений…………………..

1.1     Элементы налога…………………………………………………………..

1.2     Классификация налогов……………………………………………………

1.3     Современная налоговая  система и принципы её построения…………..

1.4     Налоговые льготы…………………………………………………………

  1. Практическая часть…………………………………………………………

Задание №1………………………………………………………………………..

Задание №2…………………………………………………………………………

Задание №3………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономической базой и инструментом финансовой политики каждого государства являются налоги.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного  денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Налоги являются важным экономическим  рычагом, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. С помощью налогов  государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также  расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства  предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства.

Задачи  курсовой работы:

    • изучить элементы налога
    • рассмотреть классификацию налогов в Республике Беларусь
    • ознакомиться с особенностями современной налоговой системы и принципами её построения
    • узнать о существующих налоговых льготах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

Основы налоговых отношений

    1. Элементы налога

Элементы налога - это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов и налоговая терминология.

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое по закону обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога или фактическим (конечным) плательщиком. Носитель налога - фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.

Объект налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества, и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и др.).

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая база (основа налогообложения) - часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Единица обложения - единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, измерения товара и т.д.).

Налоговый период - время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким- либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).

Налоговая система - совокупность установленных и взимаемых налогов в той или иной стране, форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.

Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

 

 

 

 

    1. Классификация налогов

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением классификация налогов имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные.

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам представлена на рис. 1.1.

Данная классификация необходима как для налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.

Классифицируя налоги по различным  признакам, следует отметить, что  по характеру взаимоотношений между  государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

 

Рис.1.1. Классификационный  состав налогов

 

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

Одним из классификационных признаков  налогов является их деление на общие  и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые  налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги различаются следующим образом:

  1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского и местных бюджетов. Соответственно существуют: государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь.
  2. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, имеется федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федераций) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие  налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

В Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы и др.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся:

  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

1.3. Современная налоговая система и принципы её построения

Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Информация о работе Основы налоговых отношений