Основные элементы налогового механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:07, реферат

Описание работы

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Основные элементы налогового механизма.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

Основные  элементы  налогового механизма.

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных  актов, устанавливающих виды налогов, группы налогоплательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты, порядок начисления, ответственность за налоговые правонарушения, а также распределение налогов  между звеньями.

Налоговый механизм. Что включает в себя налоговый  механизм

Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и  качественного определения. К элементам  налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры  ставок, скорость мобилизации налогов  в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения  и собираемости налогов.

К качественным параметрам относят степень  влияния налогов на социально-экономическое  развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос  и предложение, выполнение плановых показателей налоговых поступлений  по всем их видам.

Количественные  параметры относятся к мобильному блоку элементов налогового механизма, который часто подвергается корректировке  с учетом интересов государства  в тот или иной период.

С помощью налогового механизма соединяются  два противоположных начала: с  одной стороны – государственное  централизованное регулирование экономики  и рыночное регулирование – с  другой.

Структура налогового механизма

Важно знать что из себя представляет структура налогового механизма
Структура налогового механизма следующая:

  • налоговая система;
  • планирование и прогнозирование налоговых платежей;
  • налоговое право и налоговое законодательство;
  • принципы налогообложения;
  • система управления налогами;
  • элементы налога;
  • способы и порядок уплаты налогов;
  • налоговый федерализм;
  • налоговый контроль;
  • информационное обеспечение;
  • учет и отчетность по налогам.

Таким образом, налоговый механизм включает в себя совокупность правил, форм и  способов налогообложения, начиная  от планирования налогов и заканчивая их отчетом и отчетностью. Он определяет кто, какой, когда, в каком размере, куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и является источником налога, какие предусмотрены штрафы, санкции за налоговые правонарушения и другие вопросы исчисления и  взимания налогов. 

Функции и принципы налогообложения.

      Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

      Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими  лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы,

      Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.

      На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

      Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

      •   фискальная;

      •   распределительная (социальная);

      •   регулирующая;

      •   контрольная;

      •   поощрительная.

Фискальная  функция

      Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция

      Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более  слабых и незащищенных категорий  граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

      Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Контрольная функция

      Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

      Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Поощрительная функция

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности.

Принципы  налогообложения.

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения. Принципам  налогообложения экономисты различных  поколений придавали и придают  большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в  этом вопросе отводится Адаму  Смиту, который  в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):     

  • принцип справедливости подданные  государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства,  каждый по возможности, сообразно  своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым  он пользуется под охраной  правительства. Соблюдение этого  положения или пренебрежение  им приведет к так называемому  равенству или неравенству обложения;      

  • принцип определенности налог,  который обязан уплачивать каждый  должен быть точно определен,  а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны  как самому плательщику, так  и всякому другому;     

  • принцип удобства каждый  налог должен взиматься в такое  время и таким способом, какие  наиболее удобны для плательщика;      

  • принцип экономии каждый  налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана  плательщика возможно меньше  сверх того, что он приносит  государственному казначейству.                                  

  Учение о принципах налогообложения  не стояло на месте. Основные  принципы, разработанные А.Смитом,  были изучены  и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист  Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:     

1. этические принципы обложения:      

  • всеобщность налогов;     

  • соразмерность обложения с  платежеспособностью; 

2.   принципы управления налогами:     

  • определенность обложения;      

  • удобности обложения и взимания  налогов для их плательщиков;     

  • дешевизна взимания;  

3. народнохозяйственные принципы:     

  • надлежащий выбор источников  налогов;     

  • правильная комбинация совокупности  налогов в такую систему, которая  обеспечивала бы, при возможности  соблюдения этических принципов  и принципов управления, а также  достаточность поступления и  эластичность  на случай чрезвычайных государственных нужд.     

  В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие  принципы налогообложения:     

  • принцип всеобщности и равенства  налогообложения означает, что каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы.  При установлении налогов должна  учитываться фактическая способность  налогоплательщика к уплате налога;     

  • принцип отсутствия дискриминационного  характера налогов налоги и  сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и других  подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от форм собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала (кроме  ввозных таможенных пошлин);     

  • принцип экономической определенности  налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными;     

  • соблюдение единого экономического  пространства не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций;      

Информация о работе Основные элементы налогового механизма