Автор: s********************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Налоговые системы в ведущих странах сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.
В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу дымовых труб в доме или по головам скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться без специальной подготовки.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет кибернетики
Кафедра Автоматизированных систем
РЕФЕРАТ
ПРАВОВЕДЕНИЕ |
«Организация налоговых служб и контроль за уплатой налогов в РФ, и зарубежных странах, сравнительно-правовой анализ» |
наименование темы
Выполнил студент группы: | МЭИ 08-1 | |||||
группа | подпись | ФИО | ||||
Проверил | преподователь | |||||
должность | подпись | ФИО |
Иркутск
2011 г.
Оглавление
Введение
Налоговые системы в ведущих странах сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.
В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу дымовых труб в доме или по головам скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться без специальной подготовки.
Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.
На
той и другой стороне трудятся
сотни тысяч специалистов и экспертов,
которые занимаются только налогами. Налоги
стали одним из основных предметов международных
споров, нередко главной мотивацией для
принятия важнейших решений в финансовой
политике компаний и даже смыслом и основой
существования некоторых государств.
Глава 1.
1.1. Организация налоговой службы РФ
В соответствии с принятым в Российской Федерации Налоговым кодексом участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления.
К ним относятся: Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные подразделения, т. е. налоговые органы, Федеральная таможенная служба (ФТС России) и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления. Налоговый кодекс четко прописывает права и обязанности каждого из этих органов. При этом основным звеном налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы. Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены. В частности, на Минфин России возложена задача разработки совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны. Что касается конкретных проблем взаимоотношения налогоплательщиков и государства, то на Минфин России и финансовые органы в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налоговых платежах и сборах. Кроме того, Минфином России утверждаются формы налоговых деклараций по налогам и порядок их заполнения.
Отдельным
государственным органам
Таможенные органы России занимаются взиманием налогов, установленных налоговым законодательством, исключительно при перемещении товаров через таможенную границу страны. В соответствии с этим, они пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. Одновременно они несут ответственность за убытки, которые они причинили налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или принятых решений или, наоборот, бездействия.
На налоговые органы страны Налоговым кодексом и другими законами возложены главные задачи по реализации налогового законодательства.
Налоговые органы России представляют собой единую независимую централизованную систему контроля, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время это Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы. Каждый из этих органов является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков.
В этой структуре существует вертикальная подчиненность нижестоящего органа вышестоящему и всеобщая подчиненность руководителю ФНС России.
ФНС
России входит в систему Министерства
финансов РФ и подчиняется ему.
Главная задача налоговых органов Российской Федерации – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представительных органов муниципальных образований в пределах их компетенции.
Таким образом, налоговые органы нашей страны, в отличие от таможенных органов, не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея широкие права и полномочия.
Основное
право налоговых органов –
проверка налогоплательщика. Налоговым
кодексом РФ, как уже отмечалось, внесены
существенные коррективы в порядок осуществления
и организации таких проверок.
1.2. Организация налогового контроля
С принятием Налогового кодекса налоговые органы получили принципиально новые права, дающие им возможность в ряде случаев определять сумму налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем. В основу таких расчетов должны быть положены данные по другим аналогичным налогоплательщикам. Подобное право возникает у налогового органа в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру или обследованию перечисленных выше помещений и территорий.
Предоставление налоговым органам таких широких полномочий, с одной стороны, вполне обосновано, поскольку лишает недобросовестных налогоплательщиков возможности скрывать свои доходы и другие объекты налогообложения и тем самым уходить от налогообложения. До принятия Налогового кодекса налоговые органы такого права не имели, и при отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с отступлением от установленного порядка и в ряде других случаев должностные лица налоговых органов могли применять к нарушителям налогового законодательства только лишь административные или финансовые санкции, размер которых был несопоставим с суммой укрываемых налогов. С другой стороны, предоставленное налоговым органам право расчетно определять суммы налогов предусматривает и большую ответственность, связанную с необходимостью объективного, непредвзятого подхода к расчету сумм доходов и иных объектов налогообложения и определением на этой основе сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах. Одна из них – налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.
Постановка
на учет в налоговых органах
Важно подчеркнуть, что в целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
При этом Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и, соответственно, возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.
Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в соответствующий орган в течение 20 дней со дня его регистрации.
Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков.
Постановка
налогоплательщика на налоговый
учет должна быть осуществлена в течение
5 дней со дня подачи им всех необходимых
документов, и в этот же срок ему выдается
соответствующее свидетельство. При этом
каждому налогоплательщику присваивается
единый по всем видам налогов и сборов,
в том числе подлежащих уплате в связи
с перемещением товаров через таможенную
границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный
номер налогоплательщика. С этого момента
идентификационный номер налогоплательщика
указывается во всех направляемых налоговым
органом уведомлениях, а также указывается
налогоплательщиком в подаваемых им в
налоговый орган декларациях, отчетах,
заявлениях и других документах.
Таким
образом, в Российской Федерации создается
единый централизованный государственный
реестр налогоплательщиков, что существенно
усиливает одну из важнейших составных
частей налогового контроля в стране.
Но основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является все-таки налоговая проверка.
Информация о работе Организация налоговых служб и контроль за уплатой налогов